Как отвечать на вопросы аудитории и никогда не теряться
Взаимодействие с аудиторией в ходе публичного выступления – обычное дело для презентаций, семинаров, мастер-классов и других мероприятий, имеющих маркетинговое значение. Чтобы потенциальные партнеры и клиенты поверили в ваш гладко составленный и отрепетированный основной текст, критически важно не облажаться в интерактивной части. Если речь в выступлении шла о важном предприятии, необходимо знать, как правильно отвечать на вопросы аудитории, поскольку всегда найдутся люди, которые сделают все, чтобы оратор облажался, а слушатели потеряли доверие к нему. Добиться этого можно следующими способами:
- Неудобные вопросы. У любой позиции, стратегии или продукции есть сильные и слабые стороны. Докладчик постарается нивелировать минусы за счет плюсов, противники докладчика будут делать обратное.
- Провокации. Попытки сбить оратора с толку, сорвать выступление, сменить объект внимания аудитории.
- Намеренное искажение фактов. В теле внешне невинного вопроса намеренно «вбрасывается» заведомо ложная информация с целью заставить оратора оправдываться, опровергать и доказывать, что он «не верблюд».
Если план злоумышленника удастся, то презентация будет безнадежно испорчена, поэтому нет никакого смысла поручать ее человеку, которого легко выбить из колеи. Подготовка к общению с публикой столь же важна, как и составление текста выступления. Никогда не пренебрегайте ею, иначе самонадеянность может выйти боком.
Если вы спросите у актера, как вести себя на сцене во время нештатных ситуаций, он ответит, что главное – сохранять невозмутимость, делать вид, что все идет как задумано. Зритель даже не догадывается, сколько раз ему приходилось видеть в театре перепутанные реплики, несвоевременные выходы, технические заминки и многое другое, потому что актеры никогда не позволяют заметить свои промахи.
Основа тактики противодействия провокациям и неудобным вопросам в том, чтобы никто не догадался, что вопрос для вас неудобный или провокативный. Безупречного оратора должен окружать ореол всемогущества: вы можете ответить на любой вопрос, развеять любое сомнение и легко доказать свою правоту в любой спорной ситуации. И совсем не обязательно быть суперменом – важно, чтобы зритель вам доверял. Наши 12 советов для начинающих ораторов основаны на реальном импровизационном опыте публичных людей. Но помните, что применять их на практике можно только людям, которым не чуждо самообладание. Остальных выдаст дрожащий голос и испуганный взгляд.
Не спешите отвечать
Сколько бы шаблонных вопросов вы ни предусмотрели, всегда будет как минимум один, который заставит вас поволноваться. Будьте морально готовы к такому, это позволит избежать первой панической волны и спокойно взвесить ответ. Даже если вы не знаете, что сказать сразу, есть масса способов тянуть время, чтобы потом парировать вопрошающему. Например:
— Это очень хороший вопрос. Я рад, что наши клиенты задают такие вопросы, это значит, что им не все равно, что они хотят больше знать о бренде, которому доверяют. Это стимул вести еще более прозрачную информационную политику. Спасибо вам!
Вот сколько времени можно потратить на размышление, пока вы произносите шаблонную фразу. Никто не заподозрит подвоха, а автор вопроса будет на седьмом небе от того, что привлек ваше внимание. Главное, бодрый голос и видимость живого интереса.
Заходите издалека
Этим способом можно выиграть еще больше времени, чем предыдущим. Начните ответ с предыстории, разъяснения контекста, лирического вступления, например, с притчи или басни. Но не бездумно, а так, чтобы можно было обосновать вступление ответом. Обычно такое не получается сразу, неопытный оратор рискует заблудиться в дебрях собственных рассуждений и завести себя в тупик, где все и закончится. Чтобы успешно этого избегать, тренируйте ассоциативное мышление.
Ассоциативное мышление позволяет менять тему буквально по щелчку. К любому произнесенному слову можно подобрать ассоциацию и развить на ее основе новую тему. Ассоциация – это мост, благодаря которому смена предмета разговора выглядит логичной. Так можно залезть в любые логические дебри и вылезти из них, задавая мысли собственное направление и оправдывая его ассоциациями.
Используйте приемы риторики
Самый популярный прием – риторический вопрос. Включите телевизор: все чиновники, спикеры, представители и прочие ответственные лица только и делают, что задают риторические вопросы в ответ на неудобные.
— Как получилось, что вы потратили больше денег, чем рассчитывали?