Актерское мастерство по Станиславскому — качественный сплав работы над собой и над ролью. И путь к шедевральному исполнению лежит через совершенствование своих способностей. Поэтому профессиональные артисты начинают с первого, много времени уделяя развитию одного из своих главных инструментов, — сценической речи.
Проблематика
Голос и речь характеризуют человека. Если говорит тихо — заблокирована природная сила, постоянно тараторит — жизненные события развиваются вне его контроля, монотонно бормочет — его повседневности не хватает красок. Для актера подобное недопустимо.
Чтобы речевые ошибки не просочились на сцену, а артист не изображал роль, словно попугай, он постоянно контролирует то, что говорит. При этом следит не только за текстом, но и за внутренним диалогом своего героя. В идеале успевает проанализировать и свой.
Как положено разговаривать профессиональному актеру? Музыкально! Он делит фразы на речевые такты с грамматическими паузами и акцентирует в них кульминационные слова. Умеет отделять главное от второстепенного, грамотно выстраивает крещендо и диминуэндо в предложениях. Интонации его реплик соответствуют смысловому посылу автора и эмоционально заряжены. Только так текст долетит до зрительских сердец.
К чему готовиться
Ведущий принцип театральных тренировок: сложное сделать привычным, привычное — легким, а легкое превратить в удовольствие.
Упражнений в процессе обучения много:
- Дыхательные техники. Речь — это звучащий выдох, поэтому актеры тренируются делать короткие, но сильные вдохи и растягивать выдох. Учатся дышать спиной, наблюдая за движением ребер во время дыхания.
- Мышечные зажимы. В зависимости от индивидуальных особенностей студента подбирается комплекс упражнений на расслабление тела.
- Шампанское для языка. Есть много техник для активации речевого аппарата, в том числе языка. Например, произношение «рррр» (эффект игристого напитка).
- Визуальный контакт с партнером. В процессе общения студенты бросают другу другу теннисный мяч. Разговаривая с собеседниками люди часто не смотрят в глаза, а благодаря игре с мячиком устанавливается зрительный контакт.
- Работа с переключением голосовых регистров. Учит задействовать внутренние резонаторы тела. Когда голос звучит из груди, он становится задушевным, когда из головы — летящим, полетным, из живота — бархатным и вкрадчивым.
С какими сложностями сталкивается актер?
- Нескоординированность дыхания и тела, преодоление лени, трудности в освоении скороговорок.
- Говорит в пространство. У слов всегда есть конечный адресат. Хороший актер вручает их зрителю как ценную бандероль.
- Отсутствие внутренней свободы. В этом случае голос звучит скучно, вяло и на одной ноте.
Научиться говорить на сцене сложно. Основная задача артистов — не декламировать заученный текст, а разговаривать им. Это требует заряженности на непрекращающийся мыслительный процесс. Поэтому речью занимаются постоянно.