Сколько существует актерская школа, столько времени преподаватели ищут новые пути развития артистических способностей. В сфере сценической педагогики развиваются открытия К.Станиславского, В. Мейерхольда, М. Чехова, Ли Страсберга. Но базовые принципы Константина Станиславовича – сознательность, рационалистичность и аналитичность не теряют своей актуальности. И каждый год театральные ВУЗы выпускают актеров «искусства переживания».
Проблематика
У артиста много рабочих инструментов – тело, голос, воображение, память, в том числе эмоциональная, чувство ритма, музыкальный слух, эрудиция, наблюдательность, скорость реакции. И каждый из этих навыков необходимо развивать и совершенствовать. Помимо этого у профессиональных актеров формируется удивительный симбиоз предельной концентрации на роли с одновременной эмоциональной открытостью залу. Ведь на спектакле соавтором работы исполнителя становится зритель, с которым актер остается один на один.
К чему готовиться
Студентам предстоит пропустить через себя большое количество материала. Они изучают историю отечественного и зарубежного театра. И основные дисциплины:
- сценическую речь;
- классический и современный танец;
- пластическое и музыкальное воспитание;
- хор;
- сольное пение.
Методики обучения выбирает педагог в своей творческой лаборатории. Среди наиболее популярных:
- Метод физических действий Станиславского. Дробление сквозного действия на простые физические действия дает артисту возможность выстроить логику развития образа, активизировать эмоциональную память и достичь органичного существования на сцене. Это первый этап работы актера над ролью
- Принцип Игры. Погружение в состояние спонтанности и творческой легкости, в котором рождаются исполнительские техники разных поведенческих моделей.
- Метод исключения. Польский театральный режиссер и педагог Ежи Гротовский разработал техники, которые помогают выявить и убрать внутренние зажимы и барьеры, мешающие погружению в образ.
- Метод психологического жеста. Учитель плеяды голливудских звезд, Михаил Чехов, разработал систему, которая помогает исполнителю оттачивать актерскую технику работы над ролью.
Чтобы стать профессионалом, артисту нужно с головой погрузиться в творчество. Актерская профессия забирает все время и силы. Поэтому на личную жизнь и другие увлечения часто не остается свободных часов. С какими еще сложностями сталкивается театральный актер?
- Большой конкурс, до 100 человек на одно место.
- Колебания личной мотивации в процессе обучения.
- Большая эмоциональная реактивность. Как на сцене, так и в реальной жизни.
Но даже несмотря на то, что исполнителю приходится постоянно совершенствовать свои навыки и техники, бывших актеров не бывает!