“Не верю”. Каждый поклонник театра знаком с этой легендарной фразой Станиславского. Но есть не менее эффективная система, которой давно пользуются голливудские актеры. Это методика племянника Антона Чехова — Михаила, талантливого театрального педагога, режиссера и актера. Он создал свою актерскую школу, породившую плеяду мировых звезд, включая Клинта Иствуда и Мэрилин Монро.
Суть метода
Впервые столкнувшись с Голливудом, Михаил Чехов воскликнул: “О, какой это не художественный, жестокий и бездарный мирок!”. И решил на базе Станиславского создать свою систему. Он модернизировал дисциплинарную и жесткую методику, в которой каждый самозабвенно отдается своему делу. И добавил ей импровизационности и духовности.
Основные положения:
• актер не ассоциирует себя со своим персонажем — чтобы не заработать нервный срыв нужна диссоциация как психологическая защита;
• главные инструменты в работе актера — воображение, образное мышление и концентрация.
Как проходит обучение?
- “Техника неуязвимости”. Используется перед началом работы. Актер погружается в роль, концентрируется на характеристиках героя и вычленяет главные моменты. Потом смотрит на своего персонажа со стороны и отделяет от него свою личность. Учится воспринимать этот образ как рабочий костюм и отслеживает моменты эмоционального вовлечения в переживания героя.
- Эффективное самопозиционирование. Во время активного самомониторинга актер ищет свои психологические зажимы и слабые места. И работает над естественной и расслабленной позой.
- Зрительный контакт. Поиск уверенного, но ненавязчивого взгляда.
- Упражнения на развитие внимания. Техник много: например, актер выбирает место, которое однажды посетил, и представляет его в мельчайших подробностях.
- Передвижение по сцене. Упражнения по использованию динамичности своего тела как мощного выразительного средства.
Сильные и слабые стороны подхода
Оригинальность метода Михаила Чехова в том, что его система разработана актером для актеров. Это гармоничная и целостная методика, не противоречащая эстетике режиссуры.
Сильные стороны:
• рассматривает творческий процесс детально, от начальных до конечных звеньев погружения в образ;
• акцентирует внимание на самосовершенствовании — как в актерском, так и в персональном плане;
• призывает к развитию духовного наполнения личности;
• игровая природа упражнений;
• учит вдумчиво и при этом смело искать свой подход к исполнению роли.
Слабые стороны:
• в разработке своей методики обучения Михаил Чехов опирался преимущественно на опыт, полученный в школе Станиславского. Но за стенами его дома в Калифорнии бурлила другая жизнь, с иными запросами.
Преимущества чеховского метода обучения актеров очевидны. Система Станиславского требует полного вживания в образ персонажа и проживания в реальном времени его эмоций. Михаил Чехов предлагает обезопасить психику актера и использовать творческое воображение для передачи чувств своего героя.