Язык тела — один из самых выразительных инструментов артиста. Исполнитель общается со зрителем не только с помощью текста и правильных интонаций, но и отправляет невербальные послания. Профессиональные актеры в совершенстве владеют мастерством сценического движения. Они знают, куда деть руки или какую позу принять. Это фундамент, без которого не создать целостный образ героя.
Проблематика
В реальной жизни наши передвижения естественны Но на сцене без подготовки их натуральность и природность изобразить сложно. Даже актеры с большим опытом сценической работы часами отрабатывают каждый жест, направления рук и определенные позы. Они не мечутся хаотично по сцене, а перемещаются согласно задумке режиссера. Искусство движения основано на развитии психофизических качеств артиста и освоении практических навыков и техник. Что должен уметь актер? Овладеть чистотой используемой перед залом моторики, наполнить движения смысловыми оттенками, подобрать идеальную скорость,силу, придать им структурную и смысловую определенность. Каждый жест стремится профессионального артиста стремится к внятности, точности и максимальной конкретности. Главный критерий пластичности исполнителя — прицельность физического действия. Она предполагает экономию движений, умение своевременно снимать мышечную зажатость, правильное исполнение закрытых и открытых жестов. И правдоподобность. Без которой не достучаться до зрительских сердец.
К чему готовиться
В рамках курса по сценическому движению студенты изучают множество дисциплин и техник, среди которых:
- поиск движения;
- приёмы сценической выразительности;
- навыки саморегуляции;
- открытие и развитие природной пластики и грации;
- основы сценического движения;
- акробатика;
- повышение активности тела;
- разблокировка зажимов в теле;
- танцевальная импровизация;
- заполнение сценического пространства
В процессе обучения у будущих актеров развивается легкость и полетность движения, подвижность, повышение физического тонуса и ловкость. С какими сложностями сталкивается начинающий исполнитель?
- Двойное действие. Когда нужно одновременно выполнить 2-е задачи. Отвлекая внимания партнера по сцене определенными ухищрениями, артист в образе своего персонажа должен украдкой взять с тумбочки листок бумаги. Сделать это правдоподобно, так чтобы зал поверил игре артиста, — задача очень трудная.
- Многозадачность. Умение соединять речь, движение, пение и сценические трюки. Такая мультифункциональность под силу лишь опытным актерам.
- Двигательный мусор. Экономность — это отсутствие ненужной сценической моторики. Когда все движения артиста выверены и точны. А те, которые не решают сценической задачи, а относятся к декоративной сфере, убраны.
Действие — это база актёрского искусства. Кроме эмоционального погружения в образ, исполнитель ищет способы внешнего выражения внутреннего содержания через скульптурность. Высшую форму пластического изображения роли.