«Тишина! Мотор!». Слова, о которых мечтает каждый киноактер и даже театральный артист. Безусловно, кино и театр связаны. Но споры, где большая правдоподобность, не утихнут никогда. В кинематографе много зрелищности и реквизита, на сцене – атмосферы и контакта со зрителем. И, все же, талант и актерское мастерство требуются везде.
Проблематика
Считается, что у школы театральных актеров больший вес и солидность. Однако и киноактеры проходят серьезное обучение. К тому же, им нужны дополнительные навыки работы перед камерой. В процессе освоения техник в киношколе хорошие студенты улавливают тонкую грань между театральными и кинематографическими инструментами. Что требуется от профессиональных киноактеров?
- артистизм и умение сливаться со своим персонажем;
- в отличие от артистов театра им необходим навык переключения от масштабности театрального размаха к интимной исповеди перед камерой;
- понимание жанровой специфики;
- способность к перевоплощению в образ по одному лишь словесному описанию;
- знание базовых основ психологии;
- отсутствие боязни объектива камер;
- идеальная артикуляция;
- харизматичность – выразительность, обаяние, способность находить общий язык с партнером.
Что должен уметь киноактер? Во время спектакля сюжетная линия живет линейно, вне отрыва от времени. В кинематографе съемочный порядок сцен хаотичен. И актер отыгрывает любую эмоцию вне заданной сценарием последовательности.
К чему готовиться
Как проходит обучение? Если в театре исполнитель вживую взаимодействует с актерами на сцене, в кино зачастую он видит лишь объектив. Особенно в крупных планах. Поэтому львиная доля актерской и психологической подготовки построена на том, что киноартиста учат воспринимать камеру как партнера. В процессе обучения студента готовят работать в кадре и играть своего персонажа в любой момент, независимо от времени суток. К тому же, в кино у актера меньше импровизационных возможностей. Он больше прислушивается к режиссеру и аккуратен в проживании эмоций. Это на сцене, чем шире жест, тем лучше. В кинематографе, наоборот, предпочтительна техника мини жеста и отработанных движений и взглядов. С какими сложностями сталкивается киноактер?
- С трудностями адаптации работы перед камерой.
- С поиском разумного компромисса между театральным размахом и передачей мельчайших подробностей, которые фиксирует объектив.
- С отсутствием зрительской реакции. Существенная часть игры театральных актеров подпитывается энергетикой зрителей. В изолированных условиях съемочной площадки у исполнителя нет этого бонуса.
- С ограниченной импровизационной свободой. Если после выхода на сцену артист принимает ответственность за своего персонажа на себя, у киноактера нет такой возможности. Яркость выразительных средств регулирует кинорежиссер.
Современный актер кино посылает точечный, но мощный энергетический посыл в объектив. Ведь ему нужно достучаться до многомиллионной аудитории.