По мнению Станиславского слово для артиста — не просто звук. Это активатор образов и ключ к воображению зрителя. Поэтому так важно освоить мастерство художественного чтения. Эта дисциплина вводится в актерский курс после постановки голоса, дикции, изучения речевых законов и работы над словесным действием.
Проблематика
На языке артиста “слушать” — это видеть то, о чем говорят. Поэтому Станиславский стремился к тому, чтобы преподаванию художественного слова уделялось столько же времени, сколько и актерскому мастерству. Он просил студентов в процессе чтения находить живую связь со слушателем. Выявить сверхзадачу пьесы, разделить ее на событийные эпизоды и создать подтекст.
Как должен читать актер? Он сначала воспроизводит внутренним зрением то, о чем будет говорить. А затем с помощью активной, действенной речи доносит свои видения до зала. Так образы, возникающие в сознании исполнителя, переносятся в головы зрителей. Чтобы это в полной мере получилось, они должны быть яркими и эмоционально заряженными. Профессиональный артист накапливает эти видения, детализирует и придает им объем. В этом ему помогают наблюдения за людьми и их культурой.
К чему готовиться
Художественное чтение — самостоятельный вид искусства, как музыка или живопись. Это акт творческой интерпретации произведения в звучащем слове. По сути речевая выразительность — это извлечение готовых смыслов, существующих в текстовом пространстве. И одна из ведущих задач исполнителя — проявить себя естественным образом в процессе чтения. Что требуется от актера:
- понимание задач, которые ставятся перед слушателем
- полное погружение в идею и художественное содержание пьесы
С какими сложностями сталкиваются начинающие актеры?
- Наигранное прочтение текста. Иногда артист не видит внутренним взором того, о чем он говорит на сцене. Поэтому он переходит от действия к наигрыванию. Как любил повторять Станиславский, пустые места в киноленте нужно незамедлительно восполнять. Текст, развитие сюжета, образ героя должны стать личным воспоминанием. Которое актер хранит в себе и в нужный момент окунается в него.
- Сложность в передаче видений партнеру. Опытный актер не только создает яркие видения, но и транслирует их партнеру по сцене. Помогая ему увидеть образы в том виде, в котором они рождаются в его голове.
- Хаотичность видений. Иногда исполнитель теряет над ними контроль. В результате образы наскакивают друг на друга и мешают актеру донести текстовый посыл до зрителя.
При освоении мастерства художественного чтения важно создать подтекст, который уместно сравнить со сквозным действием. Без него артисту не стоит выступать перед зрителем. Ведь насладиться литературным текстом он может и дома. Для этого не надо ходить в театр.