Метод обучения актеров Виолы Сполин
Билл Мюррей из “Дня сурка”, Стив Карелл из “Брюс Всемогущий”, Тина Фей из Saturday night live, — выходцы знаменитой чикагской комедийной труппы The Second City. Но мало кто знает, какое влияние оказала на нее одна из основательниц импровизационной комедии, Виола Сполин. Она разработала более 200-т упражнений, которые описала в книге “Импровизация для театра”.
Суть метода Виолы Сполин
Социальный работник Виола Сполин помогала мигрантам привыкнуть к жизни в новой стране и выучить английский язык. Чтобы облегчить этот процесс и раскрепостить участников программы, она разработала игровые техники. Впоследствии эта методика превратилась в импровизационный театр.
Суть метода:
- Каждый способен играть и импровизировать. Поэтому актерская профессия доступна любому. А талант — это хорошо проработанные навыки восприятия и наблюдения.
- Новаторский подход к процессу обучения. Никаких устаревших драматургических схем из времен Средневековья. Только рожденное в настоящем моменте действие.
- Искренняя реакция на обстоятельства. В каждом упражнении Сполин предлагала дополнительную задачу. Например, перебрасывание мяча во время импровизационного скетча. Участники отвлекались на мячик и выдавали живую реакцию, не беспокоясь об оценке зрителей. Развитие сюжетной линии в таких условиях происходило естественно и без наигранности.
Сильные и слабые стороны подхода
Импровизационная методика Виолы Сполин демократизировала представление об актерском ремесле. Помимо отхода от строгих драматургических канонов в ее постановках нередко играли “не актеры” — не имеющие отношения к искусству дети из бедных районов.
Сильные стороны подхода:
- Впервые в новой истории театра импровизацию стали воспринимать как полноценную форму, а не как спонтанный актерский перфоманс.
- В импровизационных спектаклях начали принимать участие зрители. В XXI веке этот прием используется повсеместно, от стендапа до театральной импровизации.
- На базе методики Полин ее сын, Пол Силлс, создал сатирический импровизационный театр, в котором освещались политические и социальные проблемы.
- Этот метод помогает актерам развить творческую самость.
- Несмотря на то, что импровизацию обычно связывают с комедией, миниатюры Полин не всегда носили юмористический характер. В рамках своей методики она уделяла внимание и драматическим формам.
- Благодаря техникам, описанным в книге “Импровизация для театра” родились новые импровизационные формы. Например, самые яркие импровы актеры трансформировали в сценарии для скетч-ревю. Это 2-часовые спектакли с монологами, разноплановыми пародиями и музыкально-танцевальными сценками.
Слабые стороны подхода:
- поскольку он развивает исключительно импровизационные навыки, не используется как моно-система обучения актерскому мастерству.
И, тем не менее, методика Полин — отличное дополнение к исполнительскому инструментарию артиста.