Голос каждого человека уникален. Как не существует 2-х одинаковых лиц, не бывает идентичных теноров или сопрано. И каждый уважающий себя актер занимается усовершенствованием своих речевых навыков и поиском природной красоты голоса. Техника речи подразумевает постановку выразительной интонации, правильного дыхания, четкой дикции и шлифует мастерство публичных выступлений.
Проблематика
Станиславский тонко подметил, что хороший артист на сцене незаметно вкладывает интонацию в слова в уши зрителей. Но этот навык требует постоянных тренировок. Невнятная речь затуманивает смысл актерского послания и не оставляет отклик в сердцах слушателей. Что должен уметь профессиональный актер? Овладеть навыками правильного произношения слов, добавить голосу эмоциональную окраску, выразительность и звучность. Освоить упражнения из вокальной школы, технический инструментарий которых более надежен и изящен по сравнению с громким чтением вслух по рычагам тона. Помимо грамотной дикции в перечень базовых требований к речи актера на сцене входят тренинги по активности, мышечной свободе и выносливости речевого аппарата. Они придают ему выразительность независимо от психоэмоциональных перегрузок артиста во время выступления.
К чему готовиться
Демосфен, оратор из древних Афин, тренировал навыки сценической речи, стоя на краю скалы у берега моря. Помимо того, что перекрикивал порывы ветра и шум морских волн, он клал в рот небольшие камни. И в таких условиях произносил длинные фразы и предложения без вдоха. А потом спускался в пещеру и прислушивался к интонациям своего голоса. В XXI веке освоение сценической речи проходит в более комфортных условиях. И не наедине со стихией. Ораторские упражнения предполагают совместную работу студентов курса и игровые импровизации, в которых зрителями становятся участники группы. Основные дисциплины, которые преподают во время изучения речевых техник:
- постановка голоса — основного инструмента артиста;
- правильное дыхание — физиологический базис нашей речи;
- орфоэпия — корректное литературное произношение;
- четкость дикции — внятное произношение слов.
Какие сложности преодолевает актер на пути освоения сценической речи?
- однообразие интонаций;
- чересчур медленный или быстрый речевой темп;
- нечеткость дикции;
- шепелявость;
- смазанные окончания фраз;
- прерывистое дыхание;
- наигранно подчеркнутая дикция;
- выкрикивание из слов отдельных букв, которые по мнению Станиславского звучат как торчащие указательные пальцы;
- переход голоса на крик в моменты сильного эмоционального напряжения;
- чрезмерная интимность голоса, который не долетает до аудитории;
- неоформленный звук;
- выпадение некоторых слогов и букв, что Станиславский сравнивал с выбитым зубом или отрезанным ухом.
Великий теоретик и реформатор театра порицал актеров, у которых из-за лени или небрежности слова слипались в одну бесформенную массу. Избежать незримого неодобрения метра помогут курсы по обучению сценической речи.