Лайза Миннелли, Вупи Голдберг, — этих голливудских звезд сплачивает не только гениальная актерская игра, но и один преподаватель. Они брали уроки у Уты Хаген, американской актрисы театра. Артистки, которая в своей игре никогда не использовала исполнительские клише. И автора методики, исследовавшей тайны человеческой души.
Суть метода Уты Хаген
«Нет ничего реальнее жизни» — любила повторять Ута Хаген, одна из наиболее значимых педагогов по актерскому мастерству прошлого столетия. Своих учеников она вдохновляла на открытость каждой эмоции, от экстатических переживаний до пронзительного отчаяния и боли.
Суть метода:
- Фундамент для создания образа всегда находится внутри актера. Исполнителю остается лишь найти в себе материал, который поможет в него перевоплотиться. Для этого Хаген рекомендует довериться ощущениям, понять свою индивидуальность и с помощью внутренней истории обогатить роль.
- Тело актера — его инструмент. Оно проводник для речевого аппарата. Так же, как и дом для души и разума. Поэтому нужно поддерживать его в хорошей физической форме.
- Один из постулатов метода Хаген — любые действия человека базируются на его ожиданиях. Но результат никогда им полностью не соответствует.
- Перенос (проекция своих чувств на не относящихся к ним людей) побуждает исполнителей задействовать свой жизненный опыт. И эмоциональные воспоминания, соответствующих сценическим обстоятельствам.
Метод Уты Хаген включает в себя 6-ть шагов и 10-ть техник, описанных в книге «Задача для актера». В первой части она рассказывает, как принять в себе актера. Во 2-ой дает 10-ть упражнений: от грамотного входа на сцену до красивого ухода. В 3-ей части изложены практические советы по анализу сюжета и погружению в образ через отождествление себя с героем.
Сильные и слабые стороны подхода
Хаген призывает актеров отбросить в сторону излишнюю сентиментальность и сконцентрировать внимание на спонтанности и развитии воображения. В этом ее система перекликается с методом Мейснера.
Сильные стороны подхода:
- Исполнителю предлагается прочувствовать свою индивидуальность и войти в роль через внутренние переживания
- Отказ от наигранности в игре, характерной для 50-х годов прошлого века. Хаген разработала методику, которая делала сценические образы живыми, глубокими и непосредственными.
- Интеллектуальная работа при подготовке к роли. Хаген постоянно задавала ученикам вопросы: “Кто я?”, «Каково мое отношение к заданным обстоятельствам?», «Чего я хочу?”. Ответы на них (всего 9-ть вопросов) помогали исполнителям понять своего героя и лучше узнать себя.
Слабые стороны подхода:
В отличие от педагогических приемов Ли Страсберга в упражнениях Хаген мало внимания уделено эмоциональной памяти.
Как актриса Ута Хаген никогда ничего не преувеличивала. В ее персонажах не было наигранности. Она даже не играла, скорее, наполняла собой зал. Как педагог она создала методику, которая помогает достичь таких же высот актерского м