Роберт де Ниро, Элизабет Тэйлор, Дастин Хоффман, Джек Николсон — талант этих актеров раскрылся благодаря «Методу» Ли Страсберга. Первый теоретик актерского мастерства в США повлиял не только на американский театр, но и на кинематограф. Секрет его методики — в работе с эмоциональной памятью и воображением.
Суть метода Ли Страсберга
Как и Станиславский, Страсберг не разделял жизнь артиста на сценическую и повседневную. Но привнес свои разработки, включая упражнения для развития аффективной памяти.
Суть “Метода”:
- Использовать свой жизненный опыт, максимально приближая его к истории своего героя.
- Сформировать естественный эмоциональный фон роли, избегая наигрывания.
- Работать с эмоциональной памятью — инструментом, помогающим перевоплотиться в сценического персонажа. Когда человек погружается в творческий процесс, он неосознанно апеллирует к эмоциональному наполнению своих воспоминаний. Эту особенность психики Страсберг выводит в область осознанности и развивает.
- Задействовать воображение. Проникаться не только жизнью персонажа в пьесе, но и в мельчайших подробностях продумать его личную историю до и после описанных в книге событий.
- Быть максимально конкретным в подготовке образа. Довести до автоматизма жесты, мимику и походку героя.
Каждое 4-часовое занятие по “Методу” Ли Страсберга делится на 2-е части: тренинг и работа над сценами. В конце — разбор ошибок с педагогом.
Сильные и слабые стороны подхода
Страсберг часто повторял: «Я не учу играть. Я учу вас проживать на сцене или перед камерой жизнь персонажа». Знаменитый тренер по актерскому мастерству предпочитал не работать с эмоциями, а возвращаться к своим ощущениям, воспоминаниям и устанавливать с ними тесные связи.
Сильные стороны “Метода” Страсберга:
- Развитие эмоциональной памяти и воображения. В актерском ремесле чувственная память играет ключевую роль. В работе над ролью педагог помогает грамотно использовать свой жизненный опыт.
- Работа над самоощущением. Ощущение собственного состояния определяет то, как человек себя ведет и в жизни, и на сцене. У многих актеров слабое самоощущение и постоянное внутреннее напряжение, что не дает им увидеть себя со стороны. Это выливается в шаблонное поведение актера на сцене.
- Большой удельный вес упражнений на сосредоточение. Они учат фокусироваться на окружающей обстановке, предметах и тактильных ощущениях. Это помогает лучше вжиться в роль.
Внимание к психических механизмам и внутренней технике актера соприкасаются с идеями Фрейда и открывают скрытые творческие резервы исполнителя. Но критики Страсберга акцентируют внимание на небольшом упущении:
– мало внимания уделяется методу физических действий.
Тем не менее, школа актерского мастерства Ли Страсберга тренирует воображение и эмоциональную память. Благодаря этому исполнители на сцене не имитируют поведение своего персонажа, а проживают.