На первый взгляд, актеры держатся уверенно и кажется, что у них нет психологических проблем. Но, чаще всего, это напускной образ, далекий от реального положения дел. Как и все, артисты уязвимы и не лишены личностных трудностей.
Суть техники
Мир театра и кино, как и каждое ораторское выступление, — уникальное явление, которое происходит здесь и сейчас. Объект отражения сценических искусств — психика и внутренний мир человека. Поэтому актерское ремесло более остальных вовлекает в себя всю личность. С ее индивидуальностью, страхами и комплексами. От артиста требуется психологическая устойчивость и и умение нарочно делать нечаянно. В деятельности актера это условное «раздвоение личности» выражено наиболее явно.
Чтобы играть на сцене, актерам приходится демонстрировать искренние чувства. Но, что делать, если он стесняется проживать эмоциональное состояние своего персонажа или у него страх сцены? Если исполнитель зажат, стесняется оказаться в центре внимания, потеет и опасается неловких моментов?
При патологическом страхе сцены или фобиях специалисты рекомендуют курс когнитивной психотерапии. Большинство остальных сложностей успешно корректируются.
Обучающие тренинги проходят с участием приглашенных психологов и метров театрального искусства. Через более глубокое проживание своего “Я” и практических приемов человек избавляется от комплексов и выводит актерское мастерство на новый уровень.
К чему готовиться
Комплексы — неверное восприятие либо преувеличение каких-либо собственных качеств, как личностных, так и физических. Они негативно влияют на психику негативно, действует как ограничитель. И чреваты вспышками агрессии или замыканием в себе. Они словно закутывают человека в скорлупу, сотканную из нелюбви к себе. Но существуют техники, которую помогут ее разбить. Лучшие упражнения:
- Пример для подражания. Найти реального человека, которому удалось преодолеть внутренние ограничения и избавиться от комплексов. Того, кто поборол застенчивость и стал более раскрепощенным, живущим в согласии с собой.
- От точки “А” к точке “Б”. Определить свое исходное состояние (отправную точку) и понять, куда хочется попасть. При этом не использовать абстрактные формулировки в духе «хочу стать увереннее в себе». Такое не считывается бессознательным, поэтому приветствуется конкретика. Требуется мысленно сформировать образ довольного и уверенного в себе человека. Помогут вопросы а-ля “когда избавлюсь от своего комплекса, как буду себя ощущать?”.
- Обучиться новым моделям поведения. Отойти от стереотипных поведенческих паттернов и найти более разнообразные и эффективные. Вначале они будут даваться с трудом, через сопротивление. Но это как вжиться в роль. Со временем новая модель поведения станет частью личности.
С какими сложностями часто сталкиваются актеры?
- со стеснением во время откровенных сцен;
- со страхом потери своего “Я” в процессе погружения в образ;
- с неприятием своего тела.
Комплексов их проявлений много. И самое главное в процессе их преодоления — разрешить себе от них избавиться. Человек способен достичь лишь того, что его бессознательное позволит ему достичь.