Стивен Спилберг, Сальма Хайек, Марк Руффало — все они прошли обучение под эгидой Stella Adler Academy of Acting & Theatre. Это школа одной из лучших театральных учительниц США, Стеллы Адлер. Долгий творческий поиск, конфликт со Станиславским, расхождения в теоретических позициях со Страсбергом привели знаменитую актрису к созданию авторской методики.
Суть метода Стеллы Адлер
“В вашем выборе ваш талант”, — Адлер повторяла эти слова как заклинание. Но пришла она к этому убеждению не сразу. После посещения персональных мастер-классов у Станиславского.
Суть метода:
- Развитие фантазии. Фундамент педагогического подхода Адлер. Все, что исполнитель слышит, говорит и чувствует на сцене, он пропускает сквозь призму своего воображения.
- Эволюция личности. Адлер выделяла 3-и кита личностного роста: погружение в историю, искусства, психологию и природу).
- Работа над персонажем. Конечная цель этого кропотливого труда — не уход, а обретение себя через погружение в глубины своей личности. Адлер была уверена, чем больше исполнитель перевоплощается в образ, тем ближе к самому себе он становится.
- Обучающий процесс был достаточно жестким. Как театральный педагог, Адлер была бескомпромиссна: подшучивала, иногда орала, оскорбляла, не забывая похвалить в нужный момент.
Уникальность её методики проявилась в упражнении с цветком. Будущим актерам предлагалось рассмотреть его в мельчайших подробностях и каталогизировать увиденное в уме. На следующем этапе рассказать о растении так, чтобы остальные смогли его увидеть. Потом перейти от описания цветка к его исполнению. Это упражнение учит актера использовать только те фразы, которые необходимы для создания художественного образа.
Сильные и слабые стороны подхода
Адлер акцентировала внимание на том, что актеры выражают правду с помощью вымысла. Поэтому приветствовала умение самостоятельно принимать решения и критически мыслить.
Сильные стороны похода:
- Работа над персонажем. Длительный этап актерской подготовки. В отличие от многих режиссеров, которые гонятся не за исполнителем, а за готовым персонажем, Адлер искала актера. И учила его прорабатывать мельчайшие детали образа.
- Обогащение кругозора. Чтобы раскрыть творческий потенциал, актеру полезно пополнять свои знания об архитектуре, музыке, живописи, скульптуре, литературе, танце. На занятиях Адлер любила читать отрывки из писем Ван Гога.
- Наблюдения и исследования. Адлер воспринимала актеров как шпионов за человеческими эмоциями. Даже ничем не примечательные события она учила рассматривать в историческом контексте.
Слабые стороны подхода:
На своих занятиях Адлер использовала сложные техники, которые приходилось долго осваивать.
Отец Адлер часто повторял: “Либо вы помогаете зрителю стать лучше, либо не играйте вовсе”. Не удивительно, что главную актерскую задачу театральный педагог видела в непрекращающемся личностном росте.