С этим методом многие спорят, но уже больше, чем 100 лет, он остается самым популярным в мире. Смысловое ядро этой системы Станиславский заключил в гениальную фразу русского актера Щепкина: “Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры”.
Суть метода Станиславского
“Создать иллюзию живой действительности” — всю свою сознательную жизнь Константин Сергеевич посвятил реализации этого принципа. Главный постулат системы — жизненная правда. Поэтому Станиславский просил актеров проверять каждое творческое задание на соответствие этой правдивости.
Суть метода:
- Сверхзадача. Педагог требовал от актеров наполнять творчество идеологией.
- Отказ от механических и искусственных приемов в игре исполнителя. Каждое слово и жест подчиняются закону органичности.
- Принцип действия и активности. Актер не играет образ, а действует в образе своей роли. На этом ките держится практическая часть системы. Станиславский стремился пробудить творческую жилку исполнителя в соответствии с его сверхзадачей.
- Принцип перевоплощения. Основополагающий метод этой системы. Хороший актер любит не себя в образе, а образ в себе. Поэтому на сцене нельзя полагаться исключительно на природное обаяние актера. Там, где отсутствуют художественные образы, нет искусства.
- Принцип физических действий. Исполнитель наполняет каждое движение смыслом, психоэмоциональным содержанием, чувством и внутренним переживанием.
Обучение по системе Станиславского проходит через 3-и стадии.
- Ремесло — использование готовых штампов как актерского рабочего инструмента.
- Искусство представления — после многочисленных репетиций в исполнителе рождаются истинные эмоции, но во время спектакля на сцене он лишь воспроизводит внешний рисунок своей роли.
- Искусство переживания — в процессе игры актёр испытывает реальные переживания, соответствующие образу его героя. Так происходит чудо перевоплощения.
Сильные и слабые стороны подхода
Многие театралы сравнивают систему Станиславского с нотной грамотой для музыканта. И это сравнение оправдано: как театральный педагог он выявил несколько фундаментальных канонов актерского ремесла.
Сильные стороны подхода:
- Уход от всего нарочитого и условного.
- Перевоплощение. Исполнитель на сцене не показывает себя, а, перевоплощаясь в своего персонажа, создает характерный образ.
- Метод физических действий. От внешнего к внутреннему: если правильно двигаться во время репетиций (ходить, говорить, жестикулировать), эмоциональное и чувственное осознание роли придет автоматически.
- Максимальное погружение в роль и на сцене, и в жизни. Когда Том Круз готовился к роли киллера в фильме “Соучастнике”, он развозил посылки. А во время съемок культового фильма “Сияние” Джек Николсон вызывал в себе злость, вспоминая конфликты с бывшей женой.
Но система, которую актеры по всему миру чтут как святыню, несколько противоречива.
Слабые стороны подхода:
- метод окончательно не выкристаллизован — всю жизнь Станиславский исследовал законы театра и развивался, поэтому он постоянно дорабатывал свою систему и порой противоречил сам себе.
Но при всей своей подвижности метод актерской техники по Станиславского помогает актерам достичь полной психологической достоверности игры.