Эффектный выход на сцену
Очень часто начинающие артисты и ораторы не знают, как вести себя на сцене, и не придают должного значения моменту появления перед публикой – тому, как сделать эффектный выход на сцену. По их логике, самое главное – тело выступления, то есть то, ради чего затевалось все мероприятие. Но особенности зрительского восприятия диктуют свои правила поведения на сцене, и первое из них гласит: появление артиста и его уход должны быть запоминающимися.
Независимо от того, выступаете вы с речью, играете в спектакле, пишете книгу, снимаете кино или сочиняете сонату, ваш зритель-слушатель-читатель ярче всего запомнит начало и конец.
Эту особенность восприятия легко объяснить потребностью человека в предварительной оценке любого события или субъекта, попавшего в его поле зрения. Предварительная оценка или первое впечатление – это то, что заменяет человеку отсутствующую информацию о другом человеке или событии, на ее основе делаются выводы и предпринимаются действия. Вот почему так важно эффектно выйти на сцену. Приведем грубые примеры.
- Если вы увидите оборванного и грязного человека, вам не захочется вступать с ним в контакт, потому что, скорее всего, он попытается вас обокрасть или станет клянчить мелочь на выпивку.
- Если человек с ножом в руке быстро пойдет в вашу сторону, вы начнете убегать или защищаться до того, как он вас ударит, а не после, потому что вероятность нападения тут явно превышает норму.
- Если вы увидите, как на сцену семенящей походкой выходит сутулый хлюпик, старающийся не смотреть в зал, вам заведомо станет неинтересно его слушать, потому что именно так обычно выглядят зануды.
В каждом из этих примеров вы можете ошибиться, это не критично для бытовой ситуации, но для выступления – смерти подобно. Представьте, каково это – работать с предвзятым и заранее разочарованным зрителем.
Будьте хозяином своего пространства
Неопытный, растерянный и неуверенный в себе оратор выходит на сцену так, будто извиняется за проникновение в неположенное место, опытный – как хозяин, приветствующий гостей. Именно так зритель и получает информацию о том, кого ему предстоит слушать и насколько этот кто-то имеет право на внимание целого зала.
Ничего не делайте просто так
Даже если вы не актер, а докладчик или лектор, никто не запрещает вам использовать элементы игры в своем выступлении. Для этого даже не нужно чему-то учиться, просто придумывайте себе действия и выполняйте их. В каком действии можно выйти на сцену:
- первым рассказать горячую новость;
- устроить разнос;
- похвалить;
- рассмешить;
- разжалобить.
Упражнения на развитие фантазии помогут вам всегда придумывать новые варианты. Что бы вы ни придумали, это будет лучше, чем выход ради выхода ввиду невозможности без него обойтись.
Начните общение с первого шага на сцену
Никогда не игнорируйте зрителя, который на вас смотрит. Не прячьте глаза, когда идете от кулисы к микрофону и не старайтесь преодолеть этот путь как можно быстрее. Обязательно смотрите в зал, улыбайтесь, пользуйтесь жестами: в самом простом варианте можно помахать рукой, женщина может послать воздушный поцелуй и т. д. Каждый человек любит получать знаки внимания, ваш зритель – не исключение.
Пользуйтесь паузами
Вы уже знаете, что зритель все равно будет вас оценивать, так предоставьте ему такую возможность добровольно, – делайте паузы. На практике это может выглядеть так:
- Шагнули на сцену – остановитесь, покажитесь зрителю и посмотрите на него. Сделайте вид, что встретили доброго друга в супермаркете.
- Пройдите к микрофону. Это движение уже будет обосновано: вы ведь пойдете навстречу другу, если случайно его встретите?
- Подошли к микрофону – остановитесь и возьмите паузу, установите зрительный контакт с залом, дайте зрителю несколько секунд, чтобы почувствовать серьезность момента и приготовиться.