Занятие в театральной студии, как способ развития памяти
Вы никогда не задумывались о том, как это актеры со сцены произносят такие длинные монологи? Как они слово в слово помнят свои роли (объемом порой в несколько десятков листов)? Скорее всего задумывались. И несколько удивлялись. А некоторые даже и завидовали.
- Это все современные технологии!
- В каждом уважающем себя театре есть суфлеры.
Смеем вас заверить — а вот и нет. Все роли актеры помнят наизусть. А если еще учесть, что они играют не в одном и даже не в трех спектаклях одновременно, представляете, насколько у них развита память.
И это не простое механическое заучивание своих реплик. Хотя просто вызубрить такой объем информации — тоже задача не из простых.
Но актерам надо же еще и помнить после каких слов их партнера по сцене произносить. Одним словом, нужно помнить наизусть весь спектакль.
Такая развитая память является одним из главных элементов актерского мастерства.
Как же она вырабатывается? Или может быть это врожденный талант, являющийся основным критерием приема в актерскую школу?
Вовсе нет. Память, как и другие психические процессы, развивается, тренируется на занятиях в театральных студиях, на репетициях, во время подготовки к спектаклю. Кроме этого у каждого актера есть свои способы эффективного запоминания.
Приведем лишь основные принципы, на которых они базируется.
- Информация запоминается легче, если вы сделали ее «своей», если помимо механической памяти в процесс запоминания вовлечены и эмоции. В приложении к актерскому мастерству это означает вжиться в роль, сделать роль частью своей жизни.
- Материал легче запоминается в движении. При подготовке к роли актеры не просто двигаются. Они осваивают сценическое пространство. Они танцуют, фехтуют, совершают сложные манипуляции с предметами, что тоже требует задействование памяти и внимания (о том, как развить внимательность в следующих статьях).
Таким образом в процессе подготовки к спектаклю актеры должны удерживать в памяти:
- большой объем словесной информации (слова своей роли, плюс реплики партнеров);
- большой объем двигательной информации (от простого куда при той или иной реплики идти, до сложных трюков, например постановочного боя, где каждое движение само по себе сложно и выверено до миллиметра.
Кроме этого, от выступающего на сцене требуется не просто механическое произнесение слов. Он должен сделать так, чтобы мы поверили, что это — его слова. Что он на самом деле переживает то, о чем говорит. Мы должны забыть на время спектакля о том, что уже много раз читали эту пьесу. А это требует всестороннего развития личности.
А память в этом развитии — лишь видимая верхушка айсберга.