Умение идти на компромисс – кому и зачем оно нужно
Тема компромисса для многих спорная: не все однозначно понимают, что это такое, приравнивая компромисс к уступчивости от недостатка характера. Массовая культура давно пропагандирует образ жесткого и сильного человека, который берет, что хочет, и не допускает компромиссов. Под таким влиянием у многих развивается устойчивый стереотип: сильный должен быть хозяином положения и диктовать свою волю, а умение идти на компромисс – удел слабовольных людей. Приводит это к осложнениям в семьях, к конфликтам отцов и детей, к трудностям на работе и к массе опасных ситуаций ежедневно.
Умение идти на компромиссы – это не уступка из слабости, не отступление перед трудностями, но совместный поиск взаимной выгоды. От уступки оно отличается обоюдностью: на компромисс всегда идут две стороны, а на уступку – всего одна.
На это можно возразить другим стереотипом из делового мира: успеха добиваются самые бескомпромиссные дельцы, готовые идти по головам и уничтожать конкурентов, не испытывая ни капли жалости. Однако если вникнуть в самую суть рыночных отношений, станет ясно, что они базируются на принципе «ты мне – я тебе». Ни одному продавцу (если только он не монополист) никогда не удастся навязать покупателю свое представление о ценообразовании силой. Этого можно добиться, только если покупатель будет чувствовать выгоду относительно сделки с другим продавцом. Таким образом, главным фактором успешной торговли является умение сохранять баланс, а не диктовать условия.
Плюсы умения находить компромисс в бизнесе, с точки зрения психологического влияния на людей:
- Честность. Это качество, способное сделать имя и принести славу. И наоборот, пренебрежение честностью мгновенно испортит деловую репутацию кому угодно.
- Благодарность. Предлагая компромиссное решение конфликта, вы обнаруживаете готовность помочь человеку. Потребитель в данном случае будет вам безмерно благодарен за такую позицию, т. к. привык, что его везде пытаются обмануть и использовать.
- Лояльность. Компромисс может быть связан с ограниченными разовыми потерями в ходе торгов и уступок, но взамен вы получаете лояльность клиента, который запомнит доброе отношение и обязательно вернется. Так в долгосрочной перспективе вы увеличиваете прибыль своего предприятия.
Как научиться идти на компромисс
Научиться идти на компромисс можно только при условии правильного понимания его сути и смысла. Обычно с этим не возникает проблем. Вы ведь любите родителей и хотите сберечь им нервы? Почему бы не предупреждать их, когда задерживаетесь допоздна, а взамен они не будут лезть в вашу жизнь и допытываться, где вы проводите время. Это и есть компромисс. Обратная ситуация, когда вы уверены, что родители должны:
- оставить вас в покое, когда вы этого требуете;
- уважать ваше право на личную жизнь;
- смириться с тем, что вы повзрослели и не обязаны давать им отчет.