Как выявить талант у ребенка
Ярко выраженные интересы к чему-либо у некоторых детей проявляются довольно рано – еще до трехлетнего возраста. Однако это утверждение относится не ко всем. Есть и такие дети, которые, наоборот, «скрываются» до последнего, не выдавая своих творческих склонностей. Главная задача родителей и в том, и в другом случае – постараться максимально точно выявить талант у ребенка, определить его творческие наклонности и развить их.
Существует «три кита» среди понятий, которые используются при определении детских способностей и интересов:
- талант;
- способность;
- склонность.
Эти понятия имеют четкие отличия, о которых родителям необходимо знать.
Способность – это психологические или физические особенности ребенка, которые помогают ему хорошо осуществлять какую-то деятельность. Однако это совсем не означает безусловный интерес и желание малыша развиваться в данном направлении. Это сродни природной гибкости, которая дает возможность ребенку заниматься схожими видами деятельности, например, гимнастикой и танцами.
Склонности многими психологами определяются как самостоятельный интерес ребенка к какому-то занятию или деятельности. Зачастую интерес формируется окружением малыша: например, у родителей, которые занимаются скалолазанием, ребенок, скорее всего, также будет интересоваться этим занятием и пробовать в нем свои силы.
Талант – это довольно редкая особенность. Можно сказать, что он представляет собой сильно развитые, выдающиеся способности в каком-либо деле. Это врожденная особенность, которая дается от природы, но без развития она может исчезнуть.
Природная одаренность – замечаем мелочи
Не способных и не одаренных детей не существует, по нашему убеждению. У каждого ребенка есть что-то свое, присущее ему одному, и очень важно это вовремя увидеть.
Методы выявления способностей и таланта у ребенка
Существуют некоторые способы, которые могут помочь правильно определить таланты ребенка и выявить его способности. Они несложные, но вполне эффективные:
Наблюдение. Этот способ простой, но в то же время он хорошо работает. Родители более пристальное внимание уделяют интересам ребенка, наблюдают и анализируют то, что нравится малышу и что у него получается лучше всего. Но этот способ определения может быть долгим. Нередко по набору любимых игрушек ребенка можно определить его склонности. Кому-то из детей по нраву активные игры, связанные с большим количеством движений, а кто-то, наоборот, с головой уходит в рисование и раскрашивание. Если в первом случае это с большой вероятностью тяга к спорту, то во втором – интерес к изобразительному искусству.
Родительское умение слушать. Крайне важно научиться правильно слушать и слышать своего ребенка, потому что он обязательно будет рассказывать о тех вещах, которые ему нравится делать. Возможно, малыш часто задает вопросы, которые связаны с устройством механизмов в игрушках, его интересуют механические принципы работы – так дает о себе знать склонность к технике и логике. Музыкальный талант ребенка проявляется в младенческом возрасте. Если в этот период ребенок положительно реагирует на мелодичную музыку, начинает улыбаться, когда слышит мелодию, то вполне возможно, что перед вами будущий музыкант.
Ведение специального дневника. Родители могут попробовать вести особый дневник наблюдений за малышом. Принцип простой: в дневник мама или папа ребенка записывает, как чадо проводил свой день и чем занимался. Туда же можно вносить результаты психологических тестов на определение детских склонностей и обнаружение способностей.
Спрашиваем и слушаем: подсказки профессионалов
Опытные психологи рекомендуют как можно больше наблюдать за ребенком в течение длительного времени. Этот способ носит название лонгэтюдного метода. Родителям выдаются специальные анкеты и опросники, куда они по мере своих наблюдений вносят данные. Позже результаты анализируются специалистами.
Помимо наблюдений, непременно нужно общаться с ребенком, спрашивать о том, что ему самому нравится делать. И внимательно прислушиваться к его мнению и ответам. Даже фантазийные ответы могут дать понять взрослому, что интересно маленькому человеку, а в дальнейшем – узнать, какие у ребенка таланты, способности.
Этап второй: развитие способностей, которые проявил ребенок
Когда родителям удалось выявить наклонности и способности своего малыша, самое время приступать ко второй, не менее важной части – к развитию этих черт. Работа эта большая и трудоемкая, поэтому следует запастись терпением, чуткостью и мудростью. Если выбрать неверное направление развития, то любая одаренность просто пропадет.
Детские способности и родительские ошибки
Стремление родителей выявить таланты у своего сына или дочери могут быть настолько сильны, что иногда уводят мам и пап на кривую дорожку грубых ошибок. А поскольку сфера эта тонкая и деликатная, то желательно не впадать в крайности, а сохранять здоровое равновесие в развитии детских способностей.
Среди наиболее частых ошибок со стороны родителей встречаются следующие.
- Навязывание детям своих собственных увлечений или, хуже того, нереализованных мечтаний. Этого категорически нельзя делать, ведь у ребенка на корню убивается его индивидуальность, перечеркиваются его собственные интересы и склонности. Ребенок – это отдельная личность, и его интересы вовсе не обязательно должны совпадать с родительскими. Просто помните об этом важном моменте.
- Дети эмоционально очень подвижные и ранимые, поэтому любая острая и грубая критика из уст родных людей может оставить глубокие шрамы в детской душе. В том случае, если у ребенка что-то не получается, вместо жесткой волны критики его способностей поддержите маленького человека добрым ободряющим словом и мудрым советом!
Огромная доля успеха в стремлении сохранить и развить талант ребенка зависит именно от участия близких людей, их поддержки. Если проявлять равнодушие к развитию тех задатков, которыми маленького человека наделила природа, то сами по себе они не будут развиваться и в итоге вовсе останутся нераскрытыми. Кроме того, важную роль играет атмосфера, в которой находится малыш. Если она благоприятная, творческая, умиротворенная, это также будет вдохновлять и поддерживать детское стремление к развитию.
Успехи в школе: как правильно распознать причины неудач
Большинству родителей вполне закономерно хочется, чтобы их дети имели высокие оценки в школе, хорошо успевали по всем предметам и учились если не на «отлично», то как минимум хорошо. Но реальная жизнь далека от идеала в родительских мечтах, и чаще всего ситуация такова, что ребенок хорошо успевает по одним предметам и с трудом подтягивает показатели по другим. Или вовсе школьника тянет к творчеству, спорту, а школьные предметы даются сложно. Обычно в таких случаях родители начинают бить в тревожный колокол и «наваливаться» на ребенка с разными дополнительными занятиями по проблемным предметам. Еще и в школе постоянно подливают масла в огонь, без конца указывая на провалы в учебе.
Что, если взглянуть на подобную ситуацию под новым углом? Что, если родители попробуют увидеть эту школьную картину глазами самого ребенка с учетом его способностей и склонностей?
Каждый человек индивидуален и уникален, это касается прежде всего детей. Ведь именно с малого возраста развивается эта индивидуальность. У кого-то предрасположенность к точным наукам, и математика с физикой в школе – самые любимые предметы. А вот русский язык и география вызывают приступы тоски и печали. Для других детей, напротив, гуманитарные науки интересны и близки, а точные даются сложно.
Родителям важно понять, что далеко не все проблемы с определенными предметами в школе у их детей вызваны ленью и неспособностью справляться со сложностями. Основная причина может заключаться в индивидуальных наклонностях ребенка. Ни в коем случае нельзя его за это стыдить и, уж тем более, унижать! Наоборот, стоит попытаться сместить акцент с проблем на успехи ребенка. Это придаст ему уверенности в себе и сил для преодоления сложных ситуаций. К решению последних родителям стоит подойти мягко, без лишнего давления, попробовать найти щадящие способы для исправления ситуации.
Терпеливо помогать ребенку развивать свои способности в школе и вне ее, совместно учиться мягко и без стрессов преодолевать сложности – вот верный путь для родителей и детей! Такой труд непременно принесет плоды: ребенок будет расти гармонично развивающимся, творческим, уравновешенным и уверенным в себе человеком.