Управление толпой и актерские методы

Дата добавления: 21.12.2010 Дата обновления: 08.08.2021

Механизмы управление толпой в психологии

Методы управления толпой не изучаются ни в театральных вузах, ни в школах ораторского искусства и развития правильной речи, т.к. и актерское мастерство и риторика нацелены на работу с ограниченной аудиторией, назвать которую «толпой» можно лишь грубо и условно. Кроме того, перед артистом никогда не стоит задача управления массами: цель выступления не связана с каким-либо конкретным действием зрителей, а лишь с эффектом сочувствия и сопричастности. Противоположным образом обстоят дела с людьми, изучающими методы влияния на толпу: они-то как раз и не обходят стороной искусство сцены. Чтобы убедиться в этом, достаточно включить телевизор, или сходить на митинг: вы найдете там бесконечную череду образов и характеров, доведенных до совершенства или испорченных, в зависимости от искушенности действующего лица.

Значит ли это, что любой актер способен выйти на трибуну и подчинить толпу своей воле? Нет. Скорее, это значит, что профильное театральное образование дает актеру набор инструментов и навыков, необходимых для работы с массами, и понимание общих механизмов такой работы.

К инструментам актера можно отнести:

  1. Умение создавать образ и перевоплощаться.
  2. Способность погружаться в обстоятельства роли, вызывать у себя подлинные эмоции и заражать ими зрителя.
  3. Навыки самопрезентации. В том числе – физические (техника речи и постановка голоса, владение телом и пластикой, мимические и жестикулятивные выразительные средства).

Психология толпы

Толпа – явление столь же древнее, как и сам человек, она представляет собой прототип первого примитивного общества. Первобытные люди сбивались в толпы (общины) перед лицом опасности, будь то угроза нападения, голода, холода, стихийного бедствия, и т.д. Там, где один человек наверняка бы погиб, община демонстрировала чудеса силы и стойкости, многократно повышая шансы на выживание вида. Инстинкты толпы, превращающие ее в примитивный, но единый и слаженный организм, формировались на протяжении сотен тысяч лет эволюции, вот почему они сильны даже сегодня.

Из каких бы людей ни была сформирована толпа, ее восприятие и реакции всегда остаются одинаково примитивными. По мнению французского социолога Г.Лебона, одного из первых исследователей данного феномена, человек в толпе быстро утрачивает идентичность вместе со способностью к самоконтролю на сознательном уровне. То есть, отдается во власть инстинктов, становится внушаемым, эмоционально восприимчивым, импульсивным, способным на поступки, которые никогда не совершил бы вне толпы.

Психология толпы

Психическое заражение

Чтобы понять, как это работает, понаблюдайте за стайными птицами. Если одна птица срывается с места, то вся стая моментально взлетает следом, т.к. воспринимает ее поведение, как сигнал об опасности. Рефлексы и инстинкты социальных животных работают превентивно: если тревога ложная, то стая ничего не потеряет, лишь потратит несколько секунд на перестраховку. Но если опасность настоящая, то выживание стаи может оказаться в прямой зависимости от скорости реакции на угрозу.

У людей феномен психического заражения особенно наглядно проявляется во время паники. Если группа людей попадает в экстремальную ситуацию, то один запаниковавший создает угрозу для всех сразу, т.к. паника очень быстро распространяется. Так на войне один бегущий солдат может спровоцировать стихийное бегство с поля битвы, даже если войска еще не терпят поражение.

Освойте актерские техники уже на первом уроке

После первого урока вы:

Получите опыт публичных выступлений

Станете ярче проявлять эмоции

Улучшите речь и станете более убедительными в диалоге

Начните посещать актерские курсы
за 3000 рублей

Записаться на первое занятие
>

Кроме паники, таким же образом может распространяться любая простая эмоция, например, гнев, ярость, восторг и т.д.

Виды толп по активности, эмоциональности, стихийности

Важно понимать, что толпа, это не универсальное определение любого скопления людей, а всего лишь одна из трех разновидностей стихийной группы, наряду с массой и публикой. Различия, прежде всего, заключаются в причинах сбора, степени организации и эмоционального возбуждения.

Так массы (например, массовые гуляния на праздниках) более организованы, разнородны и стабильны. Масса людей не способна на мгновенное слаженное действие, т.к. состоит из несвязанных между собой индивидов. Говоря проще, люди не стоят плечом к плечу на защите каких-то общих интересов, они просто проводят время в одном месте, но каждый отдельно и по-своему.

Публика (например – театральная) это кратковременное собрание людей, связанное с конкретным культурным событием, анонсированным заранее и хорошо организованным. Цель публики – времяпрепровождение, она не имеет лидера, не склонна к каким либо совместным действиям (кроме проявления эмоций) и не столь внушаема.

Публика может превратиться в толпу, например, при пожаре в театре. Толпа же не может превратиться в публику ни при каких условиях.

Признаки толпы:

  • Численность. Большое количество людей собирается на сравнительно небольших пространствах.
  • Контактность. Вне толпы человек оберегает свое личное пространство довольно ревностно. В толпе же люди контактируют друг с другом физически, и воспринимают это как норму.
  • Высокая степень вовлеченности. Люди в толпе способны эмоционально реагировать даже на события, которым не придали бы значения вне толпы.
  • Стихийность и отсутствие даже минимальной организации.
  • Неопределенность общей цели. Толпу связывает общее эмоциональное состояние и общий объект внимания, но цель всегда размыта. Целей может быть несколько, они могут заменять друг друга, могут быть навязаны извне и т.д.

Базовые механизмы управления толпой

Базовые механизмы управления толпой

Большинство неудачных попыток управления толпой объясняются тем, что лидер неправильно ее оценивает. Многие потенциальные лидеры пытаются разговаривать с людьми, которых видят перед собой, так, как говорили бы с каждым из них в отдельности и наедине. То есть, используют рациональные доводы, выстраивают логические цепочки, приводят цифры, факты, прогнозы, сравнения и прочие традиционные аргументы убеждения. Толпа к таким аргументам совершенно невосприимчива, ей не интересны цифры, ей чужда логика, она не собирается проверять ваши утверждения. Влиять на толпу можно только через воображение и эмоциональную память, вот почему актерские средства эффективны.

Легче обмануть толпу, чем одного человека.» — Кароль Бунш

Способы управления толпой:

  1. Эффект толпы. Для начала толпа должна быть и чувствовать себя толпой, а не публикой и не аудиторией. Для этого необходим правильный выбор места: подойдет открытая площадка вроде площади или стадиона. Людям должно быть тесно, необходим физический контакт и беспрепятственный обмен информацией.
  2. Простые образы и эмоции. Разговаривая с толпой, рисуйте картинку, которую можно оживить в воображении. Апеллируйте к простейшим эмоциям, толпа – максималист, она не видит ничего сложнее черного и белого. Только позаботьтесь о том, чтобы вас хорошо слышали и понимали. Для этого следует заняться правильной постановкой речи.
  3. Не думайте, что вам никто не поверит. Человеческие массы скорее поверят в невероятное, чем в то, что действительно может быть. Этот парадокс известен со времен раннего христианства (Верую, ибо абсурдно!) и широко применялся в фашистской пропагандистской кампании (эффект большой лжи).

Поделитесь своим мнением о статье

1000

Гениально

932

В этом
что-то есть!

44

Не верю

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Популярные статьи
Как заплакать специально и быстро

Всем нам в жизни иногда приходится прибегать к актерским приёмам,…

Подробнее
Как стать актером кино без образования

Большой путь начинается с маленького шага – это закон, работающий…

Подробнее
Отлично подвешенный язык — советы и тренировка

Как раскрепостить в общении себя и избавиться от скованности? Как научить красиво…

Подробнее
Зачем нужны занятия сценической речью?

Зачастую люди, которым в ближайшее время предстоит публичное выступление (не…

Подробнее
Деловая беседа и сценическое искусство

Итак, давайте сейчас поговорим о том, что такое деловая беседа,…

Подробнее
Упражнения по сценической речи

Речь – убранство души. Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная…

Подробнее