Развитие воображения у детей театральными методами

Дата добавления: 03.06.2011 Дата обновления: 08.08.2021

Воображение ребенка-дошкольника должно быть развито, с этим утверждением не возьмется спорить ни один родитель, но на вопрос «Зачем?» часто отвечают уклончиво или разводят руками. Как со здоровой пищей – все знают о пользе, но о самих процессах, приносящих пользу, никто даже не догадывается. Вне всяких сомнений, развитие воображения у детей дошкольного возраста очень важно, но что конкретно это дает и чем ценится, смогут ответить лишь детские психологи и арт-терапевты. Прежде чем отдавать ребенка в секцию дополнительного образования с творческим уклоном, например, в театральную студию для детей, родителям следует ответить на ряд вопросов:

  • Что такое воображение?
  • Что такое фантазия?
  • Какие функции детского мышления развивают творческие занятия?
  • Что произойдет, если пренебречь детским творчеством в раннем возрасте?

Воображение – это способность моделировать реальную ситуацию в уме, то есть представлять то, что может произойти или уже произошло на самом деле.

На английский язык слово «воображение» переводится как “imagination”, от слова image – картинка. На этом примере проще всего понять, как оно работает – вызывает перед внутренним взором картинку, которая иллюстрирует поступающую информацию. В этом главное отличие от фантазии, т. к. «фантазировать» – значит, придумывать самому. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста позволяет:

  1. Лучше воспринимать любую информацию. Это как читать книгу с иллюстрациями и без: содержание одно, но с картинками понятнее и интереснее.
  2. Моделировать различные ситуации в уме. Воображение способно отвечать на вопрос «Что будет, если…?», помогать предсказывать реакции людей, предугадывать события и их последствия.
  3. Решать обыденные задачи нестандартно. Именно это умение скрывается под шаблонными фразами «творческий подход» и «творческое мышление».

Фразеологизмы «больное» и «богатое» воображение относятся скорее к области фантазии, т. к. и то, и другое говорят о людях, склонных выдумывать невероятные вещи.

Зачем развивать воображение в детском возрасте

Тип воображения, при котором человек представляет себе что-то, о чем узнает из устной речи или схематического описания, называется «воссоздающим». Это единственный способ понять то, чего никогда не видел, а значит – основа обучения. Даже простейший арифметический пример (1+1=2) проще решить, если представить цифры в виде знакомых вещей. Поэтому задачи для самых маленьких – это всегда небольшие истории, которые помогают складываться картинке в уме ребенка (у Маши было три яблока…).

Картинки-образы запоминаются и вспоминаются легче, а значит, развитое воображение расширяет возможности памяти и обогащает ее.

Освойте актерские техники уже на первом уроке

После первого урока вы:

Получите опыт публичных выступлений

Станете ярче проявлять эмоции

Улучшите речь и станете более убедительными в диалоге

Начните посещать актерские курсы
за 3000 рублей

Записаться на первое занятие

С помощью воссоздающего воображения ребенок напрямую получает жизненный опыт из рассказов, историй, прочитанных и прослушанных сказок. Эмоциональное сопереживание, которое малыш испытывает к персонажу сказки, попавшему в сложную ситуацию, служит своеобразной подменой реального опыта. Еще лучше воображение раскрывается, когда ребенок участвует в детском спектакле, т. к. сцена дает возможность полноценного перевоплощения в сказочного персонажа.

Особенности развития воображения у детей 0-7 лет

  • 0-3 – знакомство с окружающим миром и накопление элементарных знаний. До 3 лет не обязательно нужно развить воображение у ребенка, т. к. он еще слишком мало знает о своем ближайшем окружении. Задача родителей – удовлетворять любознательность малыша по части предметов, их свойств, звуков, запахов и воздействия друг на друга.
  • 3-4 – речь и формирование словарного запаса. Приблизительно в 3 года ребенок получает новый инструмент работы с информацией – устную речь. Особенность речи в том, что за каждым словом стоит определенный образ, наполняющий его смыслом. Рекомендуется пополнять словарный запас ребенка чтением вслух, разговорами, песнями и т. д.
  • 4-6 – ролевые игры и перевоплощения. В старшем дошкольном возрасте ребенок сам стремится развить воображение и фантазию, его игры приобретают некий театральный уклон и стремление подражать взрослым. Дети воспроизводят то, что видят, например, визит в детскую поликлинику может послужить сюжетом для новой игры в больного и пациента. Детские ролевые игры – это своего рода репетиция взрослой жизни в социуме, их следует поощрять и по возможности вносить разнообразие яркими костюмами, наборами игрушек и т. д.
  • 6-7 – полноценная творческая деятельность. Ребенок самостоятельно рисует, лепит, раскрашивает, собирает конструкторы. Игры становятся более сложными и продуманными, в них появляется сюжетная линия и элементы режиссуры. В этом возрасте театральный кружок станет площадкой для самых смелых экспериментов малыша и позволит полностью удовлетворить его тягу к творчеству.

Игры и упражнения

Если у вашего малыша нет возможности поступить в театр, можно выполнять простые игровые упражнения дома или на улице в любое удобное время. Это позволит развить фантазию и воображение у ребенка. Если удастся организовать соседских детей в подобие самодеятельного драмкружка или даже небольшого театра, то проводить время с пользой станет весело и увлекательно. Дошколята обожают активные игры с перевоплощениями, так что инициатива вряд ли останется без внимания.

Волшебная палочка

Классическая игра в шарады, немного адаптированная для маленьких детей. Ребенок взмахивает «волшебной палочкой» и превращается… в то, что вам предстоит отгадать по его действиям. Ограничивать малышей не стоит, это могут быть животные, люди, здания, любые предметы или природные явления.

Если вы играете вдвоем, не спешите озвучивать правильный ответ, даже если угадали. Пусть ребенок постарается сделать свой образ максимально узнаваемым, но без халтуры. Задание можно усложнить, например, запретом на любые звуки или разрешить задействовать только мимику лица.

Рассмеши меня

Эта веселая и увлекательная игра подходит для любых компаний от 3 человек, будь то семейный круг или только дети. Задача ведущего – рассмешить зрителей, а задача зрителей – удержаться от смеха. Правил нет! Можно рассказывать, показывать, беситься, издавать любые звуки, перевоплощаться в любых персонажей. Следующим ведущим становится тот зритель, который первым засмеялся. Если в числе зрителей есть особо смешливые дети, это правило можно изменить на свое усмотрение.

Приключение

В нечто подобное дети и так все время играют, так что долго объяснять суть игры не придется. Ваша задача – придумать интересную историю, а маленьким актерам предстоит ее сыграть. Сюжет подбирается исходя из интересов малышей, например, «остров сокровищ». Кто-то непременно захочет поиграть в пиратов и дикарей, превратить игровую площадку в необитаемый остров и отыскать клад.

При должной организации игра в приключение может стать импровизационным спектаклем или пантомимой для детей. Большим плюсом будет подготовка костюмов, реквизита и хотя бы самых простых декораций. Обратите внимание, что будет мало толку, если всю подготовительную работу выполнят взрослые. Ваша цель – стимуляция детского воображения, поэтому главными участниками организации должны быть дети.

Актерская школа для детей и подростков должна обладать хорошей репутацией и самого учебного заведения и всего преподавательского состава. Следует учитывать что хороший педагог должен быть востребован в кино и театре, вести активную творческую деятельность, иметь за плечами практический опыт преподавания.

Поделитесь своим мнением о статье

159

Гениально

631

В этом
что-то есть!

13

Не верю

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Популярные статьи
Как заплакать специально и быстро

Всем нам в жизни иногда приходится прибегать к актерским приёмам,…

Подробнее
Как стать актером кино без образования

Большой путь начинается с маленького шага – это закон, работающий…

Подробнее
Отлично подвешенный язык — советы и тренировка

Как раскрепостить в общении себя и избавиться от скованности? Как научить красиво…

Подробнее
Зачем нужны занятия сценической речью?

Зачастую люди, которым в ближайшее время предстоит публичное выступление (не…

Подробнее
Деловая беседа и сценическое искусство

Итак, давайте сейчас поговорим о том, что такое деловая беседа,…

Подробнее
Упражнения по сценической речи

Речь – убранство души. Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная…

Подробнее