Развитие воображения у детей театральными методами
Воображение ребенка-дошкольника должно быть развито, с этим утверждением не возьмется спорить ни один родитель, но на вопрос «Зачем?» часто отвечают уклончиво или разводят руками. Как со здоровой пищей – все знают о пользе, но о самих процессах, приносящих пользу, никто даже не догадывается. Вне всяких сомнений, развитие воображения у детей дошкольного возраста очень важно, но что конкретно это дает и чем ценится, смогут ответить лишь детские психологи и арт-терапевты. Прежде чем отдавать ребенка в секцию дополнительного образования с творческим уклоном, например, в театральную студию для детей, родителям следует ответить на ряд вопросов:
- Что такое воображение?
- Что такое фантазия?
- Какие функции детского мышления развивают творческие занятия?
- Что произойдет, если пренебречь детским творчеством в раннем возрасте?
Воображение – это способность моделировать реальную ситуацию в уме, то есть представлять то, что может произойти или уже произошло на самом деле.
На английский язык слово «воображение» переводится как “imagination”, от слова image – картинка. На этом примере проще всего понять, как оно работает – вызывает перед внутренним взором картинку, которая иллюстрирует поступающую информацию. В этом главное отличие от фантазии, т. к. «фантазировать» – значит, придумывать самому. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста позволяет:
- Лучше воспринимать любую информацию. Это как читать книгу с иллюстрациями и без: содержание одно, но с картинками понятнее и интереснее.
- Моделировать различные ситуации в уме. Воображение способно отвечать на вопрос «Что будет, если…?», помогать предсказывать реакции людей, предугадывать события и их последствия.
- Решать обыденные задачи нестандартно. Именно это умение скрывается под шаблонными фразами «творческий подход» и «творческое мышление».
Фразеологизмы «больное» и «богатое» воображение относятся скорее к области фантазии, т. к. и то, и другое говорят о людях, склонных выдумывать невероятные вещи.
Зачем развивать воображение в детском возрасте
Тип воображения, при котором человек представляет себе что-то, о чем узнает из устной речи или схематического описания, называется «воссоздающим». Это единственный способ понять то, чего никогда не видел, а значит – основа обучения. Даже простейший арифметический пример (1+1=2) проще решить, если представить цифры в виде знакомых вещей. Поэтому задачи для самых маленьких – это всегда небольшие истории, которые помогают складываться картинке в уме ребенка (у Маши было три яблока…).
Картинки-образы запоминаются и вспоминаются легче, а значит, развитое воображение расширяет возможности памяти и обогащает ее.