Любой круг знакомых между собой и тесно общающихся людей имеет свой негласный формат общения. Есть вещи, которые принято и не принято делать или говорить, – тот самый «устав», который у каждого «монастыря» свой. Например, в одном обществе может быть принято обращаться друг к другу на «вы», в другом – на «ты», и в обоих случаях вы будете выглядеть «инородным телом», если нарушите правило.
В незнакомой компании самой большой ошибкой будет попытка навязать окружающим свои порядки или раскритиковать существующие.
Присмотритесь к окружению. Иногда может быть полезно скопировать манеру общения окружающих, иногда – задать вопрос в духе «не будет ли невежливым с моей стороны, если я скажу/сделаю то-то» и т. п. Открытость, тактичность и желание влиться в коллектив без заискивания и лести всегда будет оценено по достоинству.
Свидание или первая встреча
Самое деликатное и тонкое общение – это общение с противоположным полом, немыслимое без волнений и переживаний всех мастей. Примечательно, что романтическим отношениям свойственны глупости во всем своем многообразии: говорят ведь, что нет ничего глупее влюбленного мужчины. Чаще всего, это очень милые глупости, которые не столько портят общение, сколько являются его частью и придают ему тот самый романтический колорит.
Хотите показаться интересным собеседником? Ваш собеседник тоже этого хочет. Дайте ему почувствовать, что он вам по-настоящему интересен, и взаимность не заставит себя ждать.
Но на первом свидании или при первой попытке завязать знакомство говорить о романтике еще рано, здесь важно произвести первое впечатление, которое послужит фундаментом для развития отношений. Залогом положительного впечатления в этом случае станет внимание к собеседнику. Как можно меньше говорите о себе, если вас не спрашивают, а если спрашивают, убедитесь, что это не дежурный вопрос из вежливости. Неловкие паузы заполняйте вопросами, не бойтесь показаться любопытным: гораздо хуже, если вас сочтут незаинтересованным.
Собеседование
Чем престижнее и доходнее вакантная должность, тем большие требования предъявляет работодатель к соискателю, тем больше у соискателя поводов для волнения и стресса перед важным собеседованием. Глупее всего на собеседованиях выглядят соискатели, которые:
- слишком усердно скрывают свое волнение за маской равнодушия – защитная реакция на стресс заставляет человека вести себя надменно и пренебрежительно, как будто он оказывает услугу работодателю, это всегда выглядит фальшиво и никогда не встречает симпатии;
- слишком много хвастаются – рассказать о своих реальных достижениях языком фактов и цифр – не хвастовство. «Я окончил университет с красным дипломом», «благодаря моей маркетинговой стратегии продажи выросли на 40% за первое полугодие» – все это проверяемые факты, которые нельзя замалчивать. «Да мне, как специалисту, цены нет», «никто в этом городе не знает свое дело лучше меня» – вот это хвастовство.
В обществе профессионалов
Боязнь выглядеть глупо перед людьми, более сведущими в предмете разговора, толкает на разные способы компенсировать неосведомленность. Кто-то предпочитает отмалчиваться и слушать, иные же делают все, чтобы выглядеть не менее осведомленными. Глупее всего выглядит плохо информированный человек, который спорит с хорошо информированным.
Не стыдно не знать, стыдно не интересоваться, еще стыднее – пытаться присвоить себе несуществующее знание.
Желание не ударить в грязь лицом порой настолько высоко, что аргументы буквально высасываются из пальца и вызывают недоумение у собеседников. В большинстве случаев окружающие постараются тактично сменить русло беседы, но впечатление от инцидента надолго засядет в их памяти.
7 простых советов, как общаться и быть на высоте
Выглядеть глупо в разговоре может не только человек, сказавший неумную вещь не вовремя и не к месту, но и человек, которому нечего сказать. Это, конечно, может быть следствием недостатка ума или узости кругозора, но гораздо чаще это результат волнения и стеснительности.
Как же избежать пауз в разговоре, раскрепоститься и стать знатоком искусства общения? В этом вам поможет наша подборка из семи простых советов.
- Во-первых, перестаньте требовать от самого себя слишком много: вы не должны бояться выглядеть профаном в обществе фанатов хоккея, если ваш любимый вид спорта — фигурное катание. Вы не обязаны быть высоко сведущим во всех областях, и никто не ждёт этого от вас, кроме вас самих. Пока вы обдумываете, чего бы такого умного сказать, как раз и повисает неловкая пауза.
- Ваше внимание должно быть сосредоточенно не только на том, как сверкнуть умом и поразить всех умением выражать мысли, но и на словах, действиях, эмоциях собеседников. Иначе продуманная речь обернется монологом, «игрой в одни ворота».
- В театральной школе преподаватели постоянно напоминают ученикам, что общение предполагает диалог с задаванием друг другу вопросов. Ваша настоящая заинтересованность в позициях собеседника, его мнении и эмоциях, будет благотворно отражаться на разговоре, поможет избежать неловких пауз и ложного впечатления.
- Умейте продолжать разговор, вспоминая новые факты: увязывайте разговор про грибы с секретами домашнего консервирования, если это, конечно, уместно. Ваша гибкость и мобильность в темах разговора будет главным качеством хорошего собеседника.
- Не бойтесь лёгких тем для обсуждения, разговора ни о чём, ведь в этом есть своя прелесть. Нужно уметь расслабляться, забывать о работе. Сосредоточьте усилия на развитии уверенности в себе, юмора и на визуализации своего успеха. Если вы общаетесь с малознакомым человеком, то не робейте, представьте, что вас связывает долгая и крепкая дружба, что вам есть, о чём поговорить.
- Общайтесь на темы, в которых хоть немного разбираетесь. Не бойтесь сказать, что химия – это лишь десятый в списке предмет, который вас интересует, но есть много тем, которые занимают вас больше.
- Старайтесь много читать, расширять свой кругозор, словарный запас.
Постарайтесь научиться говорить со скоростью 120 слов в минуту, именно такой у вас появится
навык на тренинге по коммуникации. Обратите внимание на частоту вашей речи, дикцию, громкость, наличие пауз. Научитесь контролировать свои эмоции, чтобы не переходить на крик.