Восточные психотехники в актерском мастерстве.
Часть I:Внимание.
«Артист должен быть внимательным не только на сцене, но и в жизни… он должен смотреть не как рассеянный обыватель, а с проникновением в то, что созерцает… внимательно смотреть и слушать ради познания правды жизни»
Станиславский К. С.
Психотехнический комплекс востока родился и развился в контексте западной культуры не без участия Константина Сергеевича Станиславского. В 1911 г. он, интересуясь йогой, обнаружил некоторое сходство между принципами своей системы и древнейшей индийской духовной, психической и физической практикой. Таким образом, Станиславский, вместе со своими единомышленниками нашел новые для европейской культуры, но прочно укоренившиеся на востоке, рычаги воздействия на человеческую психику.
Психотехнические сюжеты «системы» Станиславского и буддийская психотехника.
Внимание. Состояния постоянного переживания реальности буддисты достигают благодаря развитию способностей осознанности и бдительности. Непрерывное созерцание и анализ феноменов телесной и психической жизни в индуизме – это и есть та серьезная мобилизация психофизических ресурсов в актерском ремесле. В «системе Станиславского» овладение вниманием решает ряд важнейших задач, например:
- дает актеру возможность абстрагироваться, не смотря на зрителей.
- помогает актеру выявить и нейтрализовать «мышечные зажимы».
- Улучшить память.
Большинство упражнений «системы Станиславского» направлены на решение задач, развивающих именно эти навыки актера. Это происходит путем направления своего мышления исключительно на объект и концентрации на нем.