Умение держать паузу в разговоре
От словосочетания «пауза в разговоре» многие люди приходят в ужас, паузы ассоциируются у них со стеснением, растерянностью, неумением выразить свою мысль и страхом перед общением. Такие паузы действительно возникают, когда мужчина впервые идет на свидание с женщиной или когда очень надо заговорить с незнакомцем, но в голову, как назло, ничего не приходит. Назовем такие паузы пустыми и не будем путать их с остальными типами пауз, которых много и которые не губительны, а наоборот – незаменимы для беседы. Умение держать паузу в разговоре, когда это необходимо, – полезное умение, которому следует научиться каждому оратору.
Пустая пауза – это пробел, который нечем заполнить. Это единственный тип паузы, которого следует избегать, как огня.
Любая пауза, кроме пустой, несет смысл или выполняет определенную функцию: от пунктуационной (отбивка запятых) до художественной (нагнетание напряжения). Существует известное в театральных кругах выражение «МХАТовская пауза», введенное Станиславским. Держать паузу по Станиславскому означает долгую паузу, которую выдерживает артист на сцене, заставляя зал замирать и задерживать дыхание. Этот виртуозный прием актерской игры по плечу только выдающимся актерам, которые чувствуют зал и точно знают, как поймать момент для такой паузы и сколько ее держать.
Повседневные речевые паузы бывают следующих типов:
- пауза для подбора нужных слов – мысль приходит мгновенно, но ее еще нужно как-то выразить словами, и желательно так, чтобы она была понятной и производила впечатление;
- структурные или синтаксические паузы – это разделительные паузы, они служат для обозначения структуры предложения (главные члены, второстепенные члены и т. д.) и часто соответствуют знакам пунктуации в письме;
- логические паузы – акцентируют смысл предложения и его посыл;
- эмоциональные – сильный наплыв чувств мешает речи и зачастую требует немало времени для оценки и принятия решения.
Пустота – не пустая
Можно долго обсуждать искусство держать паузу и ее чудесную способность оживлять речь, но все эти слова уйдут в молоко, если вы сами на практике их не проверите. Поэтому предлагаю эксперимент:
- Выберите самостоятельно небольшой прозаический отрывок. Это должен быть не просто кусок текста, а законченный логический блок, у которого есть начало и конец.
- Отрывок лучше всего искать в художественной литературе. Так как мы изначально говорим об устной речи, пусть это будет эмоциональный монолог какого-нибудь литературного героя.
- Намеренно читайте его, старайтесь избежать любых пауз, кроме необходимых, чтобы слова не сливались в одно слово.
- Добавьте отбивку знаков препинания – выделяйте паузами запятые, точки, двоеточия, многоточия и т. п.
- Начните выделять паузами самые сильные слова в предложениях, те, на которых герой делает акцент и на которых держится смысл монолога.
- И, наконец, включите воображение, представьте, что чувствует герой, когда произносит эти слова. Почувствуйте сами нечто подобное. Ощутите, как эмоция меняет речь, как возникают неожиданные паузы в местах особенно сильного накала страстей, как трудно становится тараторить на манер первого прочтения.
Вы только что прошли путь от полного отсутствия до обилия пауз разного уровня и можете судить, какой текст выразительнее, какой легче читать и какой вы сами слушали бы с большим удовольствием.
Без пауз речь становится бессмысленным набором слов, и это касается не только монологов из художественной прозы. Человеку, который тараторит, часто приходится повторять предложение, чтобы его поняли.
Еще раз обратите внимание на то, как вы прочли текст в первый раз, без пауз. Больше всего в этом прочтении пострадала интонация. Даже если вы очень постараетесь удержать интонацию, возникнет ощущение, что на нее не хватает времени, причем не только чтецу, но и слушателю для полноценного восприятия. Это еще одна причина правильно держать паузу при любой теме разговора – на ней держится интонация.
Как пользоваться паузой: советы и приемы
В предыдущем разделе мы рассмотрели паузы, которые делают речь осмысленной, логичной и выразительной. Чтобы овладеть ими в совершенстве, берите уроки правильной речи у профессиональных педагогов. Такие занятия есть в любой театральной школе, на курсах ораторского искусства и искусства ведения переговоров. Там же вы узнаете, как выступать на сцене, как правильно выражать мысли, как преодолеть закомплексованность, неловкое молчание и многое другое. Здесь же поговорим о том, как добиться превосходства в конфликтной ситуации с помощью паузы.
Рассматривая паузу как отсрочку или тайм-аут, можно извлечь из нее немалую пользу. Во время паузы можно собраться с мыслями, овладеть эмоциями и даже отбить атаку противника, который ожидает от вас немедленной эмоциональной реакции.
Простой способ не потерять лицо во время ссоры – не позволять эмоциям взять верх. Вы наверняка уже читали и слышали эту прописную истину много раз, но до сих пор думаете, что на практике это труднодостижимо. Все совсем не так тяжело, как кажется: секрет сдержанности заключается в том, чтобы тянуть время и не позволять себе молниеносно реагировать на события. Например, если вас пытаются оскорбить словом, цель обидчика – спровоцировать вас на аналогичное поведение, вывести из себя и заставить опуститься до таких же оскорблений. И действительно – кровь приливает к голове, в глазах вспыхивает злоба, вы уже готовы метать громы и молнии. В этот момент нужно просто не делать того, чего больше всего хочется. Скажите себе: «я сделаю это через минуту» и начните мысленный отсчет. По прошествии 60 секунд у вас гарантированно будет идея получше. Скорее всего, вы просто посмеетесь над обидчиком, чем сведете на нет все его потуги.
Точно так же можно использовать паузы в сложных переговорах: если вас провоцируют на поспешное решение и быстрый ответ, берите паузу и хорошенько взвешивайте все за и против. Если вы чувствуете, что находитесь под властью эмоции и не можете адекватно смотреть на ситуацию, берите паузу. Сильные эмоции непродолжительны, нужно только дать себе время остыть.