Умение держать паузу в разговоре
От словосочетания «пауза в разговоре» многие люди приходят в ужас, паузы ассоциируются у них со стеснением, растерянностью, неумением выразить свою мысль и страхом перед общением. Такие паузы действительно возникают, когда мужчина впервые идет на свидание с женщиной или когда очень надо заговорить с незнакомцем, но в голову, как назло, ничего не приходит. Назовем такие паузы пустыми и не будем путать их с остальными типами пауз, которых много и которые не губительны, а наоборот – незаменимы для беседы. Умение держать паузу в разговоре, когда это необходимо, – полезное умение, которому следует научиться каждому оратору.
Пустая пауза – это пробел, который нечем заполнить. Это единственный тип паузы, которого следует избегать, как огня.
Любая пауза, кроме пустой, несет смысл или выполняет определенную функцию: от пунктуационной (отбивка запятых) до художественной (нагнетание напряжения). Существует известное в театральных кругах выражение «МХАТовская пауза», введенное Станиславским. Держать паузу по Станиславскому означает долгую паузу, которую выдерживает артист на сцене, заставляя зал замирать и задерживать дыхание. Этот виртуозный прием актерской игры по плечу только выдающимся актерам, которые чувствуют зал и точно знают, как поймать момент для такой паузы и сколько ее держать.
Повседневные речевые паузы бывают следующих типов:
- пауза для подбора нужных слов – мысль приходит мгновенно, но ее еще нужно как-то выразить словами, и желательно так, чтобы она была понятной и производила впечатление;
- структурные или синтаксические паузы – это разделительные паузы, они служат для обозначения структуры предложения (главные члены, второстепенные члены и т. д.) и часто соответствуют знакам пунктуации в письме;
- логические паузы – акцентируют смысл предложения и его посыл;
- эмоциональные – сильный наплыв чувств мешает речи и зачастую требует немало времени для оценки и принятия решения.
Пустота – не пустая
Можно долго обсуждать искусство держать паузу и ее чудесную способность оживлять речь, но все эти слова уйдут в молоко, если вы сами на практике их не проверите. Поэтому предлагаю эксперимент:
- Выберите самостоятельно небольшой прозаический отрывок. Это должен быть не просто кусок текста, а законченный логический блок, у которого есть начало и конец.
- Отрывок лучше всего искать в художественной литературе. Так как мы изначально говорим об устной речи, пусть это будет эмоциональный монолог какого-нибудь литературного героя.
- Намеренно читайте его, старайтесь избежать любых пауз, кроме необходимых, чтобы слова не сливались в одно слово.
- Добавьте отбивку знаков препинания – выделяйте паузами запятые, точки, двоеточия, многоточия и т. п.
- Начните выделять паузами самые сильные слова в предложениях, те, на которых герой делает акцент и на которых держится смысл монолога.
- И, наконец, включите воображение, представьте, что чувствует герой, когда произносит эти слова. Почувствуйте сами нечто подобное. Ощутите, как эмоция меняет речь, как возникают неожиданные паузы в местах особенно сильного накала страстей, как трудно становится тараторить на манер первого прочтения.