Как понять, что человек врет?
Всем нам в жизни приходилось сталкиваться с ложью. Нередки случаи, когда человек чувствует, что перед ним лжец, но не может объяснить словами, почему так считает. Все дело в неконтролируемой микромимике, именно она помогает выявить обман. А как быть с актерами? Мы ведь знаем, что их действия на сцене или в кино вымышлены, но все равно проникаемся сюжетом и проживаем его по-настоящему. Почему мы верим их игре? И как понять, что человек вам врет?
Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы получать еще больше полезных советов по психологии и коммуникации.
Психология лжи
Лжец всегда понимает, что ввязывается в рискованное мероприятие. Подсознательно мы воспринимаем ложь как преступление. И хоть за бытовое вранье ни уголовной, ни административной ответственности не предусмотрено, лжеца преследует страх разоблачения. Даже если человеку глубоко наплевать на ваше мнение о нем и отношение к нему, он в любом случае подсознательно будет делать две вещи:
- Пытаться заблокировать передачу ложной информации. Это хорошо прослеживается в детских жестах: ребенок, который лжет, пытается закрыть себе рот руками.
- Сообщать лжецу страх перед разоблачением. Оценивать последствия разоблачения человек начинает уже тогда, когда оно неизбежно или уже произошло. До тех пор, пока ложь не раскрыта, даже полная безнаказанность в перспективе не избавит человека от боязни быть изобличенным во лжи.
Лжец будет пытаться скрыть свое волнение под маской фальшивых эмоций. Но проблема в том, что волнение имеет вполне физиологические формы в виде учащенного пульса, усиленного потоотделения, сухости во рту – всё это трудно скрыть. Другая проблема – окружающим заметно, что эмоции фальшивы. Лжеца могут выдать:
- глаза
- мимика
- голос
- речь
- жесты
Давайте детальнее рассмотрим каждый пункт.
Взгляд
На курсах студии «Бенефис» преподаватели большое внимание уделяют работе глаз. С помощью мимики, и в первую очередь взгляда достигается обратная связь при общении. Ваши жесты и слова могут выглядеть очень убедительно, но если при этом взгляд будет выражать иную эмоцию, интуитивно собеседник распознает ложь.
Глаза, как известно, лгут в первую очередь. Понять по глазам, что человек врет, можно по ряду признаков.
- Размер зрачка. Зрачок меняет размер не только под воздействием света, он также реагирует на отношение к словам собеседника, конкретнее – на согласие и несогласие. Если человек согласен с вами, его зрачки будут шире, если не согласен – уже. Так, в кивающем человеке с узкими зрачками нетрудно узнать обманщика.
- Визуальный контакт. Лжец либо избегает смотреть в глаза, либо, наоборот, заглядывает вам в лицо гораздо чаще, чем того требует ситуация. Кроме того, когда человек пытается делать «честные глаза», от напряжения он реже моргает.
- Бегающий взгляд. Это самый известный признак лжи. Можно добавить, что мы инстинктивно не доверяем человеку с «бегающими глазками», даже если это его обычная манера.
- Реакция на вопрос. Человек, который по-настоящему вспоминает что-то, всегда отводит глаза в сторону, вниз или вверх, даже если это длится всего секунду. Дело в том, что ложь всегда требует дополнительных усилий памяти: например, нужно помнить до мелочей два варианта событий – подлинный и вымышленный. Человек, который выслушал вопрос и ответил на него, не переставая смотреть вам в глаза, точно ничего не вспоминал. Может быть, потому что вспоминать было нечего.
На курсах в студии «Бенефис» отработка этого блока происходит при помощи специальных упражнений для развития мимики. Они улучшают подвижность и взаимодействие лицевых мышц, особенно тех, которыми мы редко пользуемся в повседневной жизни.
Самые простые упражнения – это обычное кривлянье или чередование сильного напряжения мышц лица с последующим полным расслаблением. Существуют также упражнения на обособленное использование отдельной группы лицевых мышц. Развивать язык жестов, а также мимическую выразительность лица помогают логоритмические упражнения по актерскому мастерству.
Голос и речь
Преподаватели школы «Бенефис» знают множество уловок, как распознать лжеца. Его часто выдают голос и речь. Человек, говорящий неправду, старается произносить слова быстрее, чтобы не выдать себя. Ложь легче отрепетировать в форме монолога, легенды, подготовиться же к диалогу практически невозможно: ведь мы не знаем, какие вопросы может задать собеседник.
Именно вопросы обычно сбивают лжецов с толку: заставляют медлить, мямлить, путаться в показаниях и говорить лишнее. Поэтому на допросах опытных полицейских настораживает, когда двое или больше подозреваемых рассказывают практически дословно одну и ту же историю, отрепетированную до мелочей.
Тот, кому приходилось бывать на допросах в качестве допрашиваемого, надолго запомнит ощущение сухости в горле. Оно возникает от сильного волнения и изрядно мешает говорить.
Лжец всеми силами пытается себя не выдать. Излишние старания бросаются в глаза, например – навязчивое стремление подчеркнуть правдивость своих слов, даже если эту правдивость никто не ставит под сомнение. Он использует характерные речевые обороты: «клянусь», «честное слово», «зуб даю», «чтоб мне провалиться на этом месте». При этом голос лжеца выдает его волнение и старание выглядеть честным. Голос становится более громким, тон – чуть выше обычного. Часто лжец и сам замечает, что его слова прозвучали фальшиво, и начинает волноваться еще больше: запинается, сбивается, заикается, говорит лишние слова, чем еще больше усугубляет свое затруднительное положение.
Контролировать речь так же тяжело, как и собственные эмоции. Одной лишь информации, приведенной выше, недостаточно, чтобы научиться говорить убедительно. Нужно постоянно тренироваться, желательно – под руководством опытного преподавателя. Существует множество театральных методов постановки голоса, которые используют на своих занятиях преподаватели студии «Бенефис»:
- Дыхательные упражнения;
- Упражнения на расслабление;
- Артикуляционная гимнастика;
- Упражнения на диапазон и др.
Упражнения на проработку голоса делают речь более четкой, громкой, размеренной, иными словами – убедительной.
Язык жестов и позы
Люди, далекие от мира театрального искусства, не в состоянии контролировать невербальный язык общения, сознательно им пользоваться. Тем не менее, в жестах заложена определенная информация, которой мы обмениваемся с собеседником. Можно сказать, что диалог всегда идет на двух уровнях – уровне речи и уровне невербальных знаков. Существуют жесты, с помощью которых мы можем распознать ложь. Достаточно странного взгляда, поворота головы, движения руки – и вот мы уже не доверяем собеседнику или остерегаемся его, не понимая даже причины такой реакции.
На курсах театрального мастерства учат сознательному управлению невербальными сигналами и микрореакциями. Актер, овладевший такими навыками, способен на уровне ощущений внушить собеседнику желаемую информацию, вызвать определенные эмоции: доверия и симпатии, опасности и неприязни.
Но не все так просто. Даже самый лучший актер не в состоянии полностью управлять невербальным языком своего тела. Для достижения нужного эффекта он усилием воли вызывает в себе некое эмоциональное состояние, в котором нужные невербальные сигналы появляются сами собой. Эта техника лежит в основе известной на весь мир Системы Станиславского, которая изучается и применяется актерами в целях создания сценического образа.
Язык жестов и позы
Вначале статьи мы упоминали детский жест закрывания рта руками. Конечно, взрослые люди этого не делают, но остаточные реакции часто наблюдаются и у них. Например, легкие прикосновения к губам или к носу – наше подсознание пытается в такой способ сдержать обманную речь. Характерный признак: если у человека действительно чешется нос, он будет его чесать, если же человек делает этот жест во время лжи, то касается лица легко и отрывисто, необоснованно. Это актуально и для других жестов, например, когда руки оказываются у лица для прикрытия зевка, чиханья или кашля. Хотя, некоторые маскируют этот жест фальшивым покашливанием.
Умение правильно жестикулировать во время произнесения речи делает её более выразительной, помогает удерживать внимание публики. В театральной студии «Бенефис» вы научитесь замечать чужие невербальные жесты и осознанно контролировать собственные. Для развития гибкости и подвижности рук мы используем различные упражнения: «Крокодил», «Красим забор», «Собери по частям», «Гладим животных» и другие пантомимы. Заученные, механические движения еще никому не прибавляли убедительности. Другое дело, когда определенные жесты входят в привычку, органично вписываются в арсенал выразительных средств.
Закрытые позы
Характерными признаками лжи являются некоторые позы, которые человек может принимать неосознанно:
- Скрещивание рук на груди;
- Закидывание ноги на ногу;
- Положение «четверка» (когда лодыжка одной ноги лежит на колене другой).
Эти позы могут свидетельствовать о попытке что-то скрыть, нежелании вести разговор, о неприязни человека или его страхе.
Конечно, это далеко не исчерпывающий список признаков лжи. Приходите на актерские курсы в театральную студию «Бенефис» и вы сумеете распознать лжеца буквально с первых секунд разговора. Согласитесь: навык весьма полезный.
Когда вы приходите в театр, то прекрасно понимаете, что перед вами не госпожа Бовари, а профессиональная актриса. Но её талантливая игра заставляет вас безоговорочно поверить во всё, о чем она говорит, окунуться в сюжет с головой. Именно этому мы стремимся обучить наших учеников в театральной школе Бенефис.
Уже на первых занятиях в студии мы начинаем разучивать этюды. Такие упражнения призваны развивать актерскую технику, научить человека делать точные и грамотные перевоплощения. Ваша задача – настолько вжиться в роль, прочувствовать образ персонажа и его жизнь, чтобы зритель поверил вам безоговорочно. После таких упражнений доносить окружающим свои идеи и мысли в повседневной жизни становится намного проще.
Искусство перевоплощения, игры оказывается полезным не только на театральных подмостках. Обучившись ему, вам будет проще достичь взаимопонимания с людьми – на работе, в личных и дружеских отношениях.
На курсе “Актерского мастерства” в театральной студии Бенефис вопросу психологии лжи уделяется достаточно много времени, так как актеру должны верить все, даже самые взыскательные зрители. Многие люди приходят к нам с единственной целью – научиться доносить до аудитории свой материал, свои идеи так, чтобы в них поверили. Этот навык крайне полезен как в работе, так и в личных взаимоотношениях.
Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.