Как понять, что человек врет?

Как узнать, что человек врет

Всем нам в жизни приходилось сталкиваться с ложью. Нередки случаи, когда человек чувствует, что перед ним лжец, но не может объяснить словами, почему так считает. Все дело в неконтролируемой микромимике, именно она помогает выявить обман. А как быть с актерами? Мы ведь знаем, что их действия на сцене или в кино вымышлены, но все равно проникаемся сюжетом и проживаем его по-настоящему. Почему мы верим их игре? И как понять, что человек вам врет?

Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы получать еще больше полезных советов по психологии и коммуникации.

Психология лжи

Психология лжи

Лжец всегда понимает, что ввязывается в рискованное мероприятие. Подсознательно мы воспринимаем ложь как преступление. И хоть за бытовое вранье ни уголовной, ни административной ответственности не предусмотрено, лжеца преследует страх разоблачения. Даже если человеку глубоко наплевать на ваше мнение о нем и отношение к нему, он в любом случае подсознательно будет делать две вещи:

  1. Пытаться заблокировать передачу ложной информации. Это хорошо прослеживается в детских жестах: ребенок, который лжет, пытается закрыть себе рот руками.
  2. Сообщать лжецу страх перед разоблачением. Оценивать последствия разоблачения человек начинает уже тогда, когда оно неизбежно или уже произошло. До тех пор, пока ложь не раскрыта, даже полная безнаказанность в перспективе не избавит человека от боязни быть изобличенным во лжи.

Лжец будет пытаться скрыть свое волнение под маской фальшивых эмоций. Но проблема в том, что волнение имеет вполне физиологические формы в виде учащенного пульса, усиленного потоотделения, сухости во рту – всё это трудно скрыть. Другая проблема – окружающим заметно, что эмоции фальшивы. Лжеца могут выдать:

  • глаза
  • мимика
  • голос
  • речь
  • жесты

Давайте детальнее рассмотрим каждый пункт.

Взгляд

Взгляд

 

На курсах студии «Бенефис» преподаватели большое внимание уделяют работе глаз. С помощью мимики, и в первую очередь взгляда достигается обратная связь при общении. Ваши жесты и слова могут выглядеть очень убедительно, но если при этом взгляд будет выражать иную эмоцию, интуитивно собеседник распознает ложь.

Глаза, как известно, лгут в первую очередь. Понять по глазам, что человек врет, можно по ряду признаков.

  • Размер зрачка. Зрачок меняет размер не только под воздействием света, он также реагирует на отношение к словам собеседника, конкретнее – на согласие и несогласие. Если человек согласен с вами, его зрачки будут шире, если не согласен – уже. Так, в кивающем человеке с узкими зрачками нетрудно узнать обманщика.
  • Визуальный контакт.  Лжец либо избегает смотреть в глаза, либо, наоборот, заглядывает вам в лицо гораздо чаще, чем того требует ситуация. Кроме того, когда человек пытается делать «честные глаза», от напряжения он реже моргает.
  • Бегающий взгляд. Это самый известный признак лжи. Можно добавить, что мы инстинктивно не доверяем человеку с «бегающими глазками», даже если это его обычная манера.
  • Реакция на вопрос. Человек, который по-настоящему вспоминает что-то, всегда отводит глаза в сторону, вниз или вверх, даже если это длится всего секунду. Дело в том, что ложь всегда требует дополнительных усилий памяти: например, нужно помнить до мелочей два варианта событий – подлинный и вымышленный. Человек, который выслушал вопрос и ответил на него, не переставая смотреть вам в глаза, точно ничего не вспоминал. Может быть, потому что вспоминать было нечего.

На курсах в студии «Бенефис» отработка этого блока происходит при помощи специальных упражнений для развития мимики. Они улучшают подвижность и взаимодействие лицевых мышц, особенно тех, которыми мы редко пользуемся в повседневной жизни.

Самые простые упражнения – это обычное кривлянье или чередование сильного напряжения мышц лица с последующим полным расслаблением. Существуют также упражнения на обособленное использование отдельной группы лицевых мышц. Развивать язык жестов, а также мимическую выразительность лица помогают логоритмические упражнения по актерскому мастерству.

Голос и речь

 

Голос и речь лжеца

Преподаватели школы «Бенефис» знают множество уловок, как распознать лжеца. Его часто выдают голос и речь. Человек, говорящий неправду, старается произносить слова быстрее, чтобы не выдать себя. Ложь легче отрепетировать в форме монолога, легенды, подготовиться же к диалогу практически невозможно: ведь мы не знаем, какие вопросы может задать собеседник.

Именно вопросы обычно сбивают лжецов с толку: заставляют медлить, мямлить, путаться в показаниях и говорить лишнее. Поэтому на допросах опытных полицейских настораживает, когда двое или больше подозреваемых рассказывают практически дословно одну и ту же историю, отрепетированную до мелочей.

Тот, кому приходилось бывать на допросах в качестве допрашиваемого, надолго запомнит ощущение сухости в горле. Оно возникает от сильного волнения и изрядно мешает говорить.

Лжец всеми силами пытается себя не выдать. Излишние старания бросаются в глаза, например – навязчивое стремление подчеркнуть правдивость своих слов, даже если эту правдивость никто не ставит под сомнение. Он использует характерные речевые обороты: «клянусь», «честное слово», «зуб даю», «чтоб мне провалиться на этом месте». При этом голос лжеца выдает его волнение и старание выглядеть честным. Голос становится более громким, тон – чуть выше обычного. Часто лжец и сам замечает, что его слова прозвучали фальшиво, и начинает волноваться еще больше: запинается, сбивается, заикается, говорит лишние слова, чем еще больше усугубляет свое затруднительное положение.

Контролировать речь так же тяжело, как и собственные эмоции. Одной лишь информации, приведенной выше, недостаточно, чтобы научиться говорить убедительно. Нужно постоянно тренироваться, желательно – под руководством опытного преподавателя. Существует множество театральных методов постановки голоса, которые используют на своих занятиях преподаватели студии «Бенефис»:

  • Дыхательные упражнения;
  • Упражнения на расслабление;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Упражнения на диапазон и др.

Упражнения на проработку голоса делают речь более четкой, громкой, размеренной, иными словами – убедительной.

Язык жестов и позы

Язык жестов и позы лжеца

Люди, далекие от мира театрального искусства, не в состоянии контролировать невербальный язык общения, сознательно им пользоваться. Тем не менее, в жестах заложена определенная информация, которой мы обмениваемся с собеседником. Можно сказать, что диалог всегда идет на двух уровнях – уровне речи и уровне невербальных знаков. Существуют жесты, с помощью которых мы можем распознать ложь. Достаточно странного взгляда, поворота головы, движения руки – и вот мы уже не доверяем собеседнику или остерегаемся его, не понимая даже причины такой реакции.

На курсах театрального мастерства учат сознательному управлению невербальными сигналами и микрореакциями. Актер, овладевший такими навыками, способен на уровне ощущений внушить собеседнику желаемую информацию, вызвать определенные эмоции: доверия и симпатии, опасности и неприязни.

Но не все так просто. Даже самый лучший актер не в состоянии полностью управлять невербальным языком своего тела. Для достижения нужного эффекта он усилием воли вызывает в себе некое эмоциональное состояние, в котором нужные невербальные сигналы появляются сами собой. Эта техника лежит в основе известной на весь мир Системы Станиславского, которая изучается и применяется актерами в целях создания сценического образа.

Язык жестов и позы

Вначале статьи мы упоминали детский жест закрывания рта руками. Конечно, взрослые люди этого не делают, но остаточные реакции часто наблюдаются и у них. Например, легкие прикосновения к губам или к носу – наше подсознание пытается в такой способ сдержать обманную речь. Характерный признак: если у человека действительно чешется нос, он будет его чесать, если же человек делает этот жест во время лжи, то касается лица легко и отрывисто, необоснованно. Это актуально и для других жестов, например, когда руки оказываются у лица для прикрытия зевка, чиханья или кашля. Хотя, некоторые маскируют этот жест фальшивым покашливанием.

Умение правильно жестикулировать во время произнесения речи делает её более выразительной, помогает удерживать внимание публики. В театральной студии «Бенефис» вы научитесь замечать чужие невербальные жесты и осознанно контролировать собственные. Для развития гибкости и подвижности рук мы используем различные упражнения: «Крокодил», «Красим забор», «Собери по частям», «Гладим животных» и другие пантомимы. Заученные, механические движения еще никому не прибавляли убедительности. Другое дело, когда определенные жесты входят в привычку, органично вписываются в арсенал выразительных средств.

Закрытые позы

Закрытые позы

Характерными признаками лжи являются некоторые позы, которые человек может принимать неосознанно:

  • Скрещивание рук на груди;
  • Закидывание ноги на ногу;
  • Положение «четверка» (когда лодыжка одной ноги лежит на колене другой).

Эти позы могут свидетельствовать о попытке что-то скрыть, нежелании вести разговор, о неприязни человека или его страхе.

Конечно, это далеко не исчерпывающий список признаков лжи. Приходите на актерские курсы в театральную студию «Бенефис» и вы сумеете распознать лжеца буквально с первых секунд разговора. Согласитесь: навык весьма полезный.

Когда вы приходите в театр, то прекрасно понимаете, что перед вами не госпожа Бовари, а профессиональная актриса. Но её талантливая игра заставляет вас безоговорочно поверить во всё, о чем она говорит, окунуться в сюжет с головой. Именно этому мы стремимся обучить наших учеников в театральной школе Бенефис.

Уже на первых занятиях в студии мы начинаем разучивать этюды. Такие упражнения призваны развивать актерскую технику, научить человека делать точные и грамотные перевоплощения. Ваша задача – настолько вжиться в роль, прочувствовать образ персонажа и его жизнь, чтобы зритель поверил вам безоговорочно. После таких упражнений доносить окружающим свои идеи и мысли в повседневной жизни становится намного проще.

Искусство перевоплощения, игры оказывается полезным не только на театральных подмостках. Обучившись ему, вам будет проще достичь взаимопонимания с людьми – на работе, в личных и дружеских отношениях.

На курсе “Актерского мастерства” в театральной студии Бенефис вопросу психологии лжи уделяется достаточно много времени, так как актеру должны верить все, даже самые взыскательные зрители. Многие люди приходят к нам с единственной целью – научиться доносить до аудитории свой материал, свои идеи так, чтобы в них поверили. Этот навык крайне полезен как в работе, так и в личных взаимоотношениях.

Выберете для себя наиболее подходящий курс. Мы проводим занятия для взрослых и детей в центре Москвы.

Курс: Актерское мастерство для взрослых

На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Актерское мастерство
  • Коммуникативные навыки
  • Четкость речи
  • Раскрепощение
13 000 человек прошло курс

Курс: Основы ораторского мастерства

На курсе мы научим вас как выступать публично. Как сделать свою речь громкой и четкой

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Публичные выступления
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Раскрепощение

Курс: Основы актерского мастерства Online

Овладейте навыками актерского мастерства не выходя из дома

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Продвинутый актерский курс

На курсе мы подготовим театральный перформанс. Научим импровизации и взаимодействию со зрителями

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

2 месяца

Курс: Обучение публичным выступлениям

Вы избавиться от страха выступлений и освоите искусство красноречия

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Искусство красноречия
  • Риторика

Курс: Обучение ораторскому мастерству

Вы узнаете основы ораторского мастерства. Как научиться выступать перед любой публикой

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Раскрепощение
  • Риторика
  • Публичные выступления
13 000 человек прошло курс

Курс: Обучение риторике

Для тех кто хочет развить свои коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Риторика
  • Ораторское мастерство
  • Публичные выступления
  • Коммуникативные навыки

Курс: Обучение борьбе с комплексами

Расскажем как раскрепоститься и развить свои коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Обучение самопрезентации

Курс для тех, кто хочет научиться производить нужное впечатление на людей

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

4 недели

Курс: Художественное чтение

Вы научитесь выразительно читать и разговаривать так, чтобы вас слушали

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Громко и уверенно говорить
  • Публичные выступления
  • Ораторское мастерство
  • Риторика

Курс: Сценическое движение

Узнаете выступать на публике, в стрессовой обстановке и управлять эмоциями.

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Обучение техникам речи

Вы научитесь говорить выразительно, эмоционально и уверенно

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

4 недели

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Красивая речь
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Выступать перед публикой

Курс: Сценическая речь

Курс для тех, кто хочет прокачать и улучшить свою речь

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Уверенный голос
  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Риторика

Курс: Начинающим актерам кино

Действующие актеры кино поделятся своим опытом и знаниями, которые пригодятся начинающим актерам

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

5 недель

Курс: Начинающим актерам театра

Курс для начинающих театральных актеров, кто хочет узнать основу актерской игры на сцене

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

5 недель

Курс: Начинающим актерам

Подойдет начинающим актерам, кто только начал осваивать актерское мастерство

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Подготовка в театральные училища

На курсе мы отработаем основные навыки, необходимые для поступления в театральное училище

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

5 недель

Курс: Подготовка к театральному вузу

Подготовка для прохождения всех этапов поступления в ВУЗ: от прослушивания до конкурса

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

10 недель

Курс: Актерские курсы по раскрепощению

На курсе вы узнаете основные актерские техники, которые помогут раскрепоститься и снять зажимы

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

5 недели

Курс: Подход Виолы Сполин

Курс расскажет про революционный подход к импровизации от Виолы Сполин

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Техника Мейснера

Вы раскроете свой эмоциональный потенциал, научитесь импровизации и спонтанной реакции

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Техника Уты Хаген

Обучим техникам, которые позволят оставаться живым в кадре, обрести свое мировоззрение и избавиться от штампов и клише

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Метод Стеллы Адлер

Обучим 3-м составляющим метода. Как развить воображение, как работать над персонажем, как интерпретировать сценарии

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Система Станиславского

Вы узнаете про основные принципы системы Станиславского. Как достичь полной психологической достоверности игры.

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

4 недели

Курс: Метод Ли Страсберга

Узнаете базовые методы Ли СтарсБерга. Как использовать свой жизненный опыт, и эмоции в ролях Кино и Театре

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Актерский курс по методу Чехова

Расскажем про основные принципы системы Чехова. Отработаем упражнения по Чехову на воображение и концентрацию

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

4 недели

Курс: Для детей и подростков

Поможем побороть застенчивость и стеснительность. Улучшим и обогатим речь. Развиваем творческое мышление

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

9 месяцев

Курс: Театральное искусство

Курс для тех кто хочет сыграть в спектакле и узнать основы актерское мастерство

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Обучение развитию речи

Вы научитесь поддержать разговор на любую тему. Улучшите дикцию и коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

4 недели

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Четкость речи
  • Риторика
  • Красивый голос
  • Ораторское мастерство

Как избавиться от застенчивости и научиться красиво говорить?

Этим и другим навыкам мы научим на нашем актерском курсе

Узнать подробнее

Поделитесь своим мнением о статье

690

Гениально

506

В этом
что-то есть!

36

Не верю

Популярные статьи
Как заплакать специально и быстро

Всем нам в жизни иногда приходится прибегать к актерским приёмам,…

Подробнее
Как стать актером кино без образования

Большой путь начинается с маленького шага – это закон, работающий…

Подробнее
Отлично подвешенный язык – советы и тренировка

Как раскрепостить в общении себя и избавиться от скованности? Как научить красиво…

Подробнее
Зачем нужны занятия сценической речью?

Зачастую люди, которым в ближайшее время предстоит публичное выступление (не…

Подробнее
Деловая беседа и сценическое искусство

Итак, давайте сейчас поговорим о том, что такое деловая беседа,…

Подробнее
Упражнения по сценической речи

Речь – убранство души. Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная…

Подробнее