Театр как способ самореализации
Аристотель считал, что самореализация – ключ к счастью человека. По его мнению, счастлив тот, кто сумел максимально раскрыть и воплотить в реальность свои потенциальные возможности. На первый взгляд все просто и понятно: если ты спортсмен – побей мировой рекорд, если космонавт – слетай на Марс, если ученый – придумай вечный двигатель, если любишь вживаться в разные роли – рассмотри театр, как способ самореализации, и будет тебе счастье. Но согласятся ли с этим сами спортсмены, космонавты и ученые мужи? Скорее всего, нет, ведь кроме основного занятия в жизни, у человека есть:
- увлечения и интересы;
- личная жизнь и семья;
- социальная деятельность;
- внутренний мир.
И это не просто сферы жизни, которые существуют в фоновом режиме или могут отсутствовать вообще, это потребности, ждущие удовлетворения и прямо влияющие на ощущение счастья. Самореализация в каждой из этих сфер необходима человеку, и любая из них будет напоминать о себе, даже если человек преуспел в остальных. Таким образом, «самореализацией» нельзя считать голый карьерный успех, который, по сути, является лишь частью одного большого пазла. Даже успешный карьерист, выдающийся политик или гениальный ученый, в конце концов, попытается найти себе занятие вне бизнеса, политики или науки, т. к. дело его жизни – это не обязательно то, о чем он мечтает.
Рассматривая театр, как способ реализации себя в жизни, стоит отметить его универсальность. Театральные занятия могут играть роль хобби, быть способом раскрытия личного творческого потенциала и при всем при этом являться социально полезной деятельностью.
Подробнее:
- Отличный способ расслабиться и приятно провести время. Сцена – это весело. Игру на сцене можно сравнить с такими популярными играми, как «Мафия» и «Крокодил», а они идут на ура в любой компании.
- Широкие творческие возможности. Вдумайтесь на секундочку в слово «перевоплощение». Оно означает, что один человек превращается в другого человека и примеряет на себя его жизнь. Если у вас есть дети-дошколята или младшие школьники, взгляните – они занимаются этим днями напролет.
- Способ сделать мир чуточку лучше. Спектакль – это всегда послание, даже несколько посланий разных уровней: от драматурга, от режиссера и от каждого актера в частности. Театр всегда выполнял воспитательные функции, говорил со зрителем, служил зеркалом нравов и рупором социальных проблем. Кроме того, театральная практика приносит несомненную пользу в плане психологии самим практикантам, особенно детям.
Театр и социум
Самовыражение человека тесно связано с его вкладом в общее дело человечества, то есть с пользой, которую он приносит в течение жизни. Человек удовлетворен, когда чувствует себя нужным и осознает ценность своих усилий. Обычно с этим нет проблем у т. н. «бюджетников», то есть преподавателей, врачей, военных, пожарных, и других специалистов, усилиями которых создается и поддерживается жизнь современного общества в самых ее основах. Ну а если вы клерк, суть работы которого сводится к перекладыванию бумажек из одной стопки в другую, насколько полезным вы можете себя ощущать?

Начните заниматься актерским мастерством
за 3000 рублей
После первого урока вы:
- Повысите уверенность в себе
- Улучшите коммуникативные навыки
- Получите обратную связь от профессиональных актеров
Искусство – это всегда служение высоким идеалам нравственности и морали. Только непосвященный может счесть его бессмысленным и ненужным.
Социальное значение театра сложно переоценить, он интересен уже тем, что приносит двойную пользу – тем, кто играет, и тем, кто смотрит. В чем польза для зрителя, уже говорилось выше, к тому же это общеизвестная прописная истина, которую незачем повторять. В самом актере же театр и его методы развивают целый ряд положительных качеств, вот некоторые из них:
- уверенность в себе и здоровая самооценка;
- развитие нестандартного творческого мышления;
- кругозор, словарный запас, общая эрудиция;
- коммуникативные навыки;
- уникальный опыт, умение разбираться в людях и жизненных ситуациях;
- владение голосом и речью;
- владение телом;
- навыки коллективной работы, чувство партнерства, ответственность.
Даже простое участие в работе творческого коллектива означает, что вы помогаете другим людям развиваться и становиться лучше. Работа в детском драмкружке, групповые актерские игры с детьми, постановка небольших самодеятельных спектаклей – все это неоценимый вклад в будущее маленьких людей, который, безусловно, скажется на их системе ценностей и мировосприятии.
Театр и личное творчество
Творческая самореализация через искусство – это возможность транслировать свое уникальное субъективное мировосприятие, открывать необычное в обычном и делиться открытиями, создавать нечто ценное, способное находить эмоциональный отклик и стимулировать работу мысли. Воплощение сценического образа – один из самых удобных вариантов художественного диалога с публикой. Оно предполагает психологический анализ личности персонажа, настолько глубокий, что актеру в 100% случаев не хватает информации, прописанной в тексте пьесы или сценария. Именно здесь берет начало первый этап творчества: актер сам заполняет пробелы в биографии своего персонажа, сам оправдывает манеру поведения и поступки, оставленные без объяснения автором текста. И не просто придумывает что попало, а создает логичный и выверенный образ живого человека.
Профессия актера кажется зависимой и подчиненной мысли драматурга и видению режиссера-постановщика, но на практике именно актер является главным творцом спектакля.
Второй этап – работа с текстом и действием. Сама по себе пьеса – сухие слова и не более того. Она несет информацию об эмоциональном подтексте реплик, однозначно говорит о чувствах, настроениях и чаяниях персонажей, но все равно остается сухим тестом до того, как ее оживит воображение читателя или игра актера. Работа с интонациями, оценками, проявлениями эмоций, жестами, мимикой, взглядами – это исключительно актерское царство, сюда не вмешивается даже режиссер, который может только принять или отвергнуть найденную актером форму, но не диктовать свою. Соответственно, живого человека на сцене актер создает с нуля и волен заложить в него любое послание зрителю.