Сценическое движение: важность обучения, цели, для кого полезно
Куда деть руки, как держать реквизит и жестом выразить эмоции, когда развернуться к партнеру, а когда к зрителю – сценическое движение один из важнейших элементов театральной педагогики. Актер, не владеющий культурой мышечной пластики, не добьется успеха, ему не верит зритель.
Почему уроки сценического движения так важны
Персонаж существует на сцене в динамике: садится, принимает позы, жестикулирует. Язык тела передает внутренний мир и переживания героя. Несмотря на кажущуюся простоту телесных действий, нужно много трудиться, чтобы изучить свое тело, усовершенствовать двигательную технику и справиться с любой задачей, поставленной режиссером.
К. С. Станиславский выделял сценическое движение в обособленную дисциплину театральной педагогики. Мэтр утверждал: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».
Опираясь на работы классиков театральной педагогики – Е. Шишмаревой, В. Мэйрхольда, И. Коха, создавшего первый учебник, сценическое движение, как отдельный курс, изучают в балетных студиях, центрах творческого развития детей, актерских мастерских.
Занятия фокусируются прежде всего на:
- развитии силы мышц
- тренировке гибкости
- управлении скоростью
- совершенствовании баланса и чувства ритма
Обучение базируется на специальной «театральной» физической культуре – это базовый предмет с упражнениями, которые развивают мышечный аппарат и психофизические качества: чувство равновесия, координацию, статическую силу и гибкость.
Задачи, которые решает обучение
В жизни человек делает непроизвольные телодвижения автоматически, не задумываясь. Аналогичные действия нужно воспроизводить на сцене, но в формате обстоятельств, предлагаемых автором пьесы; учитывая эпоху, характеры партнеров, сюжет и костюм. Эти действия не спонтанны, как кажется зрителю, а обдуманы, осознанны и красивы.
Занятия достигают важные цели:
- формируют пластическую выразительность и телесную культуру
- совершенствуют двигательные навыки: правильную осанку, красивую походку, координацию, быстроту реакций, ловкость, чувство ритма
- развивают потенциал каждого воспитанника, раскрывая природные дарования
Кому полезно изучать сценическое движение
Совершенствование языка тела пригодится не только актерам. Органичные позы, выразительные жесты помогают оратору убедить публику, спикеру – удержать внимание на презентации, преподавателю – владеть аудиторией во время лекции.
Получать навыки пластической культуры можно с раннего возраста – уроки развивают эмоциональный интеллект, убирают страх перед публичными выступлениями, помогают управлять телесными реакциями в любых ситуациях. Сложные вещи педагоги объясняют детям на самом универсальном языке – языке игры. Обучающие курсы станут хорошей школой, которая подготовит ребенка к успеху во взрослой жизни.
Основы пластической культуры особенно актуальны сегодня – малоподвижный образ жизни детей, увлечение гаджетами ведет к проблемам с развитием телесного самоощущения, например, с координацией рук даже в простой игре с мячом.
Важно, что детям в возрасте 8-9 лет и старше, легче даются сценические навыки, чем взрослым. Еще нет «закостенелости» мышечного аппарата, оглядывания на модели поведения, принятые в кругу общения ребенка.
Что включают занятия
Пластическая выразительность невозможна без физической подготовки. При изучении курса внимание уделяется базовым элементам акробатики, осанке и походке, технике сценического падения и боя, балансу. Формируется точный и оригинальный колорит жеста, уходит автоматизм, выстраиваются пластические фразы и диалог с партнером.
Занятия начинают с разминки и разогрева, предлагаются задания на концентрацию внимания. Осваивается техника кувырков, перекатов, прыжков. Ритмические упражнения проходят в темпе, под музыку, используются снаряды. Организуются спортивные игры, пластические этюды, даются основы пантомимы, осваиваются танцевальные комбинации. Обязательно включается в комплекс партер – развивающие элементы на полу.
В результате обучающиеся овладевают элементами гимнастики и акробатики, пластики и хореографии, актерского мастерства.
Какие виды сценических движений осваивают на занятиях
Деление на виды условно – некоторые действия телом трудно отнести к какой-то одной разновидности.
Сначала выполняют простые моторные упражнения – их еще называют локомоторными или повседневными, автоматическими. Из них состоит любое действие и их больше всего: шаги и ходьба, отталкивание, притягивание.
Обязательно осваивают профессиональные, рабочие – свойственные представителям какой-то профессии: официант, учитель, горничная в отеле.