Театральная школа Бенефис

Развитие речевого дыхания

Развитие речевого дыхания

Если вы слышите о речевом дыхании впервые, это значит, что у вас все в порядке, вы относитесь к большинству людей, которым ни к чему вникать в тонкости физиологических процессов. Часто эти люди до конца жизни не задумываются о разнице между дыханием во время разговора и во время молчания, т. к. не жалуются на речевые недостатки или не комплексуют по поводу их наличия. Однако, когда встает вопрос об улучшении показателей речи, особенно непрерывной речи во время монологов и длительных публичных выступлений, игнорировать фактор дыхания не получается ни у кого. Что же в нем такого важного и какую роль играет речевое дыхание?

Один простой эксперимент расскажет о важности дыхания лучше любого текста. Задержите дыхание, делать при этом глубокий вдох не нужно, т. к. от вас не потребуется долго обходиться без воздуха. Попытайтесь что-нибудь сказать в состоянии задержанного дыхания, при котором ни вдыхать, ни выдыхать вам нельзя. Теперь выпустите из легких столько воздуха, сколько сможете. Сделайте все, чтобы воздуха в вашем теле не осталось вообще и попробуйте в таком состоянии воспроизвести любой гласный звук, например, звук А.

Все звуки человеческого голоса воспроизводятся на выдохе. Длительность непрерывного звучания зависит от максимальной длительности выдоха, на которую способны ваши легкие.

Даже если что-то получилось, вы уже можете оценить, какими муками это дается, и вряд ли усомнитесь в том, что речь без дыхания не может существовать. С этим разобрались, но все еще непонятно, почему для речи требуется какое-то особое дыхание. Когда человек молчит, естественный ритм его дыхания (вдох – выдох – пауза) ничем не нарушается, дыханию не требуется коррекция, оно осуществляется на полном автомате. Как только человек открывает рот для воспроизведения любого звука, возникает необходимость корректировать длину выдоха для обеспечения непрерывности речи. Чтобы корректировать выдох, запас воздуха в легких должен быть больше, чем обычно, иначе все отрезки речи, от паузы до паузы, получатся одинаковой длины. Для этого меняется интенсивность вдоха. Кроме того, дыхание подстраивается под речь и теряет ритм как таковой или подстраивается под ритм речи, если она организована ритмически (стихотворная речь, песня и т. д.).

Речевое дыхание – основа правильной речи

Резюмируя все сказанное выше, можно сделать вывод, что речевое дыхание – это дыхание, требующее коррекции или управления. В противном случае управлять пришлось бы ритмичностью смены и длиной речевых отрезков, чего мы не делаем, даже когда читаем стихотворение, каждая строчка которого имеет повторяющийся размер. У большинства людей нет проблем с подстройкой дыхания под речь, т. к. их повседневная речь не предполагает значимых нагрузок. К значимым нагрузкам мы отнесем:

  • пение;
  • проговаривание больших объемов текста;
  • любые выступления перед публикой с устной программой;
  • длительные диалоги.
Как только неподготовленный человек сталкивается с необходимостью говорить много, громко, выразительно, автоматическая подстройка дыхания под речь начинает давать сбои. Это все равно, что встать с дивана и попытаться пробежать кросс.

Чтобы развить достаточное для всех типов нагрузок речевое дыхание и довести его до автоматизма, нужно практиковаться. Принцип тот же, что и в развитии мускулатуры: если вы постоянно нагружаете одну и ту же группу мышц, организм начинает их наращивать. Соответственно, для улучшения показателей речевого дыхания следует ежедневно нагружать речевые и дыхательные органы.

Механизм правильного дыхания

Физиологическое дыхание (во время молчания) осуществляется в следующем порядке:

  1. Короткий вдох.
  2. Быстрый выдох через расслабление дыхательных мышц.
  3. Пауза.

Главное отличие речевого дыхания заключается в пункте 2: при выдохе мы уже не можем просто расслабить мышцы и позволить воздуху выйти под тяжестью нижних ребер. Контролируемым должен быть именно процесс расслабления дыхательных мышц, потому что дозировать выдыхаемый воздух можно только таким образом. Какие мышцы считаются дыхательными:

  • диафрагма;
  • межреберные мышцы;
  • мышцы, поднимающие ребра;
  • зубчатые мышцы;
  • квадратная мышца поясницы;
  • подвздошно-реберная мышца.
Существует ряд мышц, косвенно участвующих в дыхательном процессе. Мы не будем их перечислять, т. к. суть их работы в поддержке функций основных дыхательных мышц, и при тренировках они также получат импульс к развитию.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Все приведенные упражнения используются для развития речи у театральных студентов, актеров театра и кино, ораторов, стендап-комиков и других представителей творческих профессий, связанных с речью. Некоторые упражнения можно выполнять с партнером и в группах, некоторые – совмещать с проговариванием текста или скороговорок, приближая тем самым тренировочные условия к реальным. Рекомендуется заниматься с педагогом или следить за правильностью выполнения с помощью зеркал, аудио-, видеозаписи и прочих подходящих средств.

Правила выполнения:

  1. Заниматься следует на свежем воздухе или в хорошо проветриваемой комнате.
  2. Нежелательно заниматься сразу после еды, лучше делать это голодным или спустя 1,5-2 часа после последнего приема пищи.
  3. Одежда должна быть просторной, не сковывающей работу мышц груди и живота.
  4. Время выполнения – 15-20 минут, не следует перегружать себя интенсивным дыханием, т. к. это ведет к гипервентиляции.
  5. Работать следует с радостью и мотивацией в дружелюбной обстановке, где вас ничто не отвлекает и не раздражает.

Упражнение на нижнее дыхание

Это базовое упражнение позволяет выработать привычку дышать брюшной полостью, а не грудью, как многие привыкли. Это даст вам возможность набирать больше воздуха и существенно увеличить длительность произносимой фразы. Выполняется оно в положении лежа на спине. Ладонь правой руки кладется на верхнюю часть живота (между пупком и ребрами, низ ладони закрывает пупок), ладонь левой руки – на грудь. Начинайте спокойно дышать через нос и следите за руками. Ваша задача – контролировать дыхание так, чтобы в движении находилась только правая рука (живот), а левая (грудь) лежала неподвижно.

В процессе упражнения на речевое дыхание можно менять интенсивность вдохов и выдохов, можно использовать звуки и фразы, но не забывайте, что главная цель – выработать привычку. Учиться расходовать воздух вы будете в других упражнениях.

Гекзаметр

Гекзаметр – это самый популярный стихотворный размер в античной поэзии. От современных размеров гекзаметр заметно отличается длиной стиха (стихотворной строки), благодаря чему его удобно использовать в упражнениях на непрерывную речь. В качестве примера возьмем первые стихи из «Илиады» Гомера:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), —
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.

Вспоминайте, как вы дышали во время предыдущего упражнения. Делайте такой же вдох животом, стараясь не набирать воздух в грудь, и проговаривайте первую строчку на одном выдохе. Когда строка кончилась, добирайте воздух через нос максимально бесшумно, как будто нюхаете цветок, проговаривайте вторую строку и т. д. Когда станет легко, усложняйте задачу – проговаривайте две строки за раз или растягивайте слова, увеличивая время произнесения фразы.

Помимо речевого дыхания, это упражнение позволяет отрабатывать артикуляцию, интонацию и силу голоса. Рекомендуем чеканить слова, менять диапазон звучания в течение фразы и проговаривать ее громко, как если бы вы стояли на сцене. Упражнение можно выполнять в парах и группах, отрабатывая диалоги.

Таблица гласных

Таблица выглядит так: «и, э, о, у, а, ы». Запомните этот порядок звуков, во всех упражнениях с гласными его следует соблюдать. Во время выполнения упражнения следите за дыханием, набор воздуха должен быть таким же, как в упражнениях 1 и 2. Задача – тянуть гласные звуки, плавно меняя их в соответствии с таблицей. Старайтесь рассчитывать временные промежутки, выделяемые на каждый звук, таким образом, чтобы воздуха хватило на всю таблицу без добора.

Игры на развитие речевого дыхания

Начинать работу с речевым дыханием лучше всего в детском возрасте, это позволит организму закрепить правильную модель дыхания сразу, чтобы не переучиваться потом. Если вы хотите дать ребенку максимум навыков уже в дошкольном возрасте, стоит воспользоваться услугами логопеда, даже если явных нарушений речи у малыша нет. Однако для профилактики и общего развития подойдут домашние занятия в игровой форме. Почему в игровой? А вы попробуйте заставить ребенка качественно выполнять скучные и непонятные упражнения – скорее всего, он будет зевать и халтурить. Игра же способна сразу захватить и долго удерживать детское внимание.

Мыльные пузыри

Мало кто знает, что простая детская забава – выдувание мыльных пузырей – является одним из самых эффективных упражнений на дыхание. Здесь даже нет четкой последовательности действий, достаточно просто играть в свое удовольствие. Но не забывайте, что для маленького ребенка само выдувание является сложным действием, поэтому игрушку следует подобрать или сделать такую, которая будет для него наиболее удобной.

Не оставляйте ребенка с такой игрушкой без присмотра, он может выпить жидкость.

Свистульки

Дуть в свистульки полезно для речи и очень весело. Советуем накупить их побольше, разного цвета, формы и разных звуков, чтобы было чем подогревать интерес малыша. Свистеть желательно на улице, т. к. соседи вашей заботы о ребенке, скорее всего, не оценят. Следует дозировать подобные игры на развитие речевого дыхания для детей в средней группе. Слишком интенсивные дыхательные упражнения могут быть вредны и иметь неприятное действие – гипервентиляция, головокружение и т. д.

«Жук жужжит»

Смысл этого упражнения в длительном произнесении разных звуков на одном выдохе. Предложите ребенку поиграть в животных и предметы: вы называете предмет или животное, а он показывает характерное звучание. Например, жук – жжжжж, змея – шшшшш, самолет – ууууу и т. д. Придумывайте новые варианты и новые звуки, главное, чтобы малыш произносил их максимально долго, пока хватает дыхания.

Дошкольникам трудно даются некоторые сложные звуки, например, Р. Не нагружайте малыша в таких случаях, подождите, пока он не научится уверенно пользоваться нужным звуком.

«Птички»

Принцип тот же, что и в предыдущем упражнении, только вместо цельных звуков дети произносят слоги:

  • ко-ко-ко;
  • кря-кря-кря;
  • чик-чирик;
  • ку-ка-ре-ку.

овладей
актерскими навыками
всего за 5 недель!
Старт 21 ноября ПЕРЕЙТИ

Поделитесь
своим мнением:

Гениально
412
В этом
что-то есть!
318
Не верю
54

Популярные статьи:

Завершите регистрацию
Спасибо!
На ваш email было отправленно
письмо для подтверждения.
Обратный звонок
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
test
Скоро с Вами свяжется менеджер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности