Развитие мелкой моторики рук у детей
Мелкая моторика рук у детей, развитие речи и развитие интеллектуальных качеств ребенка неразрывно связаны, что было научно доказано сравнительно недавно. Однако детские игры, требующие скоординированных движений рук, встречаются в древнейших традициях многих народов мира. На Руси это бессмертные «Ладушки» и «Сорока-Белобока», хорошо известные всем нам с детства. Каждый родитель так или иначе слышал о необходимости развития мелкой моторики, но далеко не все знают, что это такое и как правильное ее развивать.
Мелкой моторикой принято назвать совместную работу нервной, мышечной и костной систем, позволяющую совершать мельчайшие манипуляции кистью руки, в частности, пальцами.
Чтобы воочию представить себе, что это, вспомните, как «летают» по клавишам пальцы виртуоза-пианиста или как гитарист перебирает струны. Для музыканта развитая мелкая моторика – вопрос профессионализма, она гарантирует ему автономную работу рук (пальцы играют сами) и позволяет сосредотачиваться на общей картине произведения, а не следить за извлечением каждого звука. Со стороны это выглядит просто, но если вы попробуете наиграть на клавишах элементарную мелодию, то сразу поймете, как многого вам не хватает. Примерно столько же не хватает ребенку, чтобы правильно держать столовый прибор, карандаш или кисточку, красиво писать, выводить плавные линии и т. п. Пройдет несколько лет, прежде чем его ручки навсегда освоят эту науку.
Влияние мелкой моторики на общее развитие ребенка
В организме человека, особенно в отдельных его системах, все взаимосвязано. Как бы вы ни хотели напрячь одну единственную мышцу тела, это не удастся – в ближайших мышцах тоже возникнет напряжение. По этому принципу, занимаясь спортом, вы можете нагружать только руки, но косвенную нагрузку и стимуляцию получат также сопряженные с ними мышцы спины, груди и шеи. Точно такие же связи характерны и для центральной нервной системы: стимулируя один мозговой центр, вы косвенно воздействуете на другой.
Моторный центр тесно связан с речевым центром, зрительным центром и центрами, отвечающими за внимание и память. Вот почему мелкая моторика существенно влияет на общее развитие головного мозга малыша.
Обратите внимание, основная активность развития мелкой моторики приходится на дошкольный возраст (4–5 лет). В этом возрасте движения ребенка становятся сложнее и разнообразнее: большая роль отводится пальцам рук (в 2–3 года захват предмета осуществляется с помощью ладони).
- Движения ребенка начинают походить на движения взрослого.
- Ребенок учится класть предмет на место.
- Ребенок пробует рисовать линии и круги, резать бумагу.
- Развивается зрительно-тактильно-кинестетическая связь. Ребенок осознает себя в пространстве, учится совершать движения под контролем зрения, манипулирует предметами. Движения обеих рук и глаз становятся координированными.
Нормативы развития мелкой моторики у детей 4–5 лет
По мнению специалистов, моторика ребенка до 5 лет должна соответствовать этим 8-ми нормам. Если способности ребенка отвечают данному набору требований, значит, моторика развивается нормально, коррекция не требуется.
- Умеет стучать предметами друг о друга
- Может взять мелкий предмет (например, пуговицу) большим и указательным пальцами
- Зачеркивает свои рисунки
- Достает мелкие вещи из прозрачной тары
- Может построить мост из трех кубиков и башню из трех и более кубиков
- Рисует вертикальную линию (допустимо отклонение 30°)
- Может срисовывать фигуры (квадрат, круг, крестик)
- Пытается рисовать человечка (из 3 и более элементов)