Как развить воображение и фантазию
Что такое фантазия? Чем она отличается от воображения? Есть ли в них необходимость? Можно ли вообще развить воображение и фантазию?
Можно охарактеризовать эти понятия как создающий и аналитический мыслительный и творческий процесс, нацеленный на формирование новых идей из уже известных фактов и знаний.
У каждого ребенка уже с рождения заложено воображение, способность к творчеству и созданию образов. В моменты баловства крайне важно не наказывать ребенка за его выдумки, а с пониманием и любовью относиться к его фантазиям.
Виды воображения:
- воссоздающее (образы из книг, представление);
- творческое (создание новых образов «из головы»);
- неуправляемое («буйная фантазия», несуразица).
Именно фантазия помогает человеку в детстве «плыть на корабле по океану и сражаться с пиратами», находясь в обычной лодке на берегу реки, «скакать на коне по полю», «летать, как птица под облаками». Кто из нас не представлял себя героем из книг или фильмов? Воображение – это то, что помогает детям адаптироваться и приспособиться к этому миру.
Мы воспринимаем органами чувств окружающее пространство. Одновременно с этим происходит процесс познания мира и получения информации, формируется некий образ. Образное мышление – это то, что далеко не всегда соответствуют реальности, которую мы видим сейчас. В нем всегда есть элементы художественной интерпретации. Классическими носителями фантазии являются сказка, легенда, былина, притча, сага, предание, миф, хадис.
Что такое фантазия?
Каждый человек, ребенок – это яркая, неповторимая индивидуальность. Реально ли воспринять другого человека полностью, вне своей личности и своих представлений о нем? Как развить фантазию и воображение именно в театральном творчестве?
Только ли фантазию нужно развивать, чтобы стать хорошим актером? Советский психолог Б. М. Теплов, основатель школы дифференциальной психологии, говорил: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место. Подлинно чуткое и отзывчивое отношение к людям предполагает живое воображение».
Еще одна особенность, которая важна для любого артиста, – это интуиция, «чувство правды». Именно она позволяют актеру импровизировать на репетиции или во время спектакля.
Способов развить воображение у взрослых и детей очень много. Для каждого возраста необходимы разные задания. Родитель может сам выбирать понравившееся упражнение для детей.
Игры для дошкольников
В играх на развитие воображения у детей дошкольного возраста используется методика учебных процессов, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения:
- Оживление предметов. Например, представить себя «санками, которые оставили стоять на улице», блузкой – измятой или выглаженной и аккуратно сложенной.
- Визуализация впечатлений от музыки. Слушаем музыку и рисуем красками, карандашами на бумаге фигуры и линии.
- Рисунки вместе. Один ребенок ставит точку на листе, другой продолжает рисунок.
- «Загадочка». Один ребенок загадывает какую-то вещь и показывает ее мимикой и пантомимой другим игрокам.