Как приучить ребенка к самостоятельности
Необходимость приучить ребенка к самостоятельности рано или поздно настигает каждого родителя. Кто-то уже начинает бить в набат, едва малышу исполняется год, а кто-то не торопится и продолжает завязывать шнурки семилетнему ребенку. Скорее всего, вы встречали и тех и других родителей в своем окружении.
Основная проблематика
Современный семейный уклад довольно сильно отличается от того, который существовал, скажем, 50 лет назад. Сейчас большинство родителей живет с одним или двумя детьми. Это означает, что в семье взрослых гораздо больше, чем младших – вместе с бабушками, дедушками, и другими близкими родственниками.
Серьезная проблема заключается в том, что в таком формате семьи взрослые почти всегда опекают ребенка даже в тех случаях, когда он уже сам способен выполнять какие-то действия. Взрослых членов семьи больше, они вереницей сменяют один другого, устраивая бесконечный хоровод вокруг малыша и даже не задумываясь о том, какую «медвежью» услугу ему оказывают этими действиями.
Развитие самостоятельности у маленького человека начинается с того, что родитель доверяет ему освоить какую-то часть бытового пространства. Если же этого не происходит, то ребенок не получает опыта и не может обзавестись собственными умениями и навыками, а значит – не может действовать самостоятельно. Вы наверняка неоднократно наблюдали удручающую картину, когда бабушка-одуванчик несет за совсем немаленьким внуком тяжелый рюкзак из школы, приговаривая, что внучок и так перетрудился, а бабуля как-нибудь справится. Таких ситуаций много, если внимательно посмотреть вокруг.
Шаг первый: с чего и когда начинается самостоятельность
Разберем подробнее, как не допустить подобных ошибок и какие шаги стоит предпринять. Когда начинается самостоятельность ребенка? Правильный ответ – с раннего детского возраста. Самым первым этапом является получение базовых навыков самостоятельности. Умение умываться, одеваться и раздеваться, есть, пить, заправлять постель, немного позже – собирать свои вещи и игрушки. Это первичный набор умений по самообслуживанию. Данные навыки должны быть освоены ребенком к трем годам жизни.
Но на практике получается совсем другая картина: в большинстве семей трехлетний ребенок не может сам ни одеваться, ни раздеваться, ни собирать свои игрушки и одежду, а в некоторых случаях даже не может самостоятельно есть. Первичные навыки никто не формирует, а сами по себе они не возникают. Отсюда и начинаются проблемы, ведь это своего рода «закладка фундамента» будущей самостоятельной жизни ребенка. Если он заложен плохо или вовсе не сформирован, то негативные последствия проявляются довольно скоро и отрицательно влияют на дальнейшую жизнь малыша.
Основные ошибки
Печально, но многие родители отказываются понимать, что основы самостоятельности – навыки самообслуживания и умение устранять последствия своих действий – тесно связаны с формированием у ребенка воли. А это качество лежит в основе освоения интеллектуальных навыков. Часто взрослые занимаются развитием ребенка в узком понимании: много времени и сил уделяется умственным способностям, мышлению, творчеству, но при этом совсем игнорируется развитие таких умений, как помощь по дому, способность наводить порядок в личном пространстве.
Развить самостоятельность у ребенка в быту очень важно, если родители хотят вырастить уравновешенного человека, который сможет брать на себя ответственность в широком понимании. В случае, когда взрослые не развивают у ребенка такую самостоятельность, он растет как потребитель, которого все вокруг обслуживают. При этом сам он ничего не умеет, да и не хочет – зачем напрягаться, если взрослые все сами сделают за него. Далее ситуация будет только усугубляться: по мере взросления ребенок будет безапелляционно требовать обслуживание все более высокого уровня и не понимать, почему вдруг родителям перестала нравиться такая схема взаимодействия.
Практические советы
Родителям на данном этапе нужно взять себя в руки и позволить своим детям начать приобретать собственный опыт путем проб и ошибок. Да, времени на сборы на прогулку будет уходить гораздо больше, чем если мама сама быстро оденет ребенка. Да, прием пищи превратится в торжество маленького поросенка поначалу, и к этому тоже нужно быть готовыми. И игрушки будут убираться ребенком вовсе не так хорошо и тщательно, как это могут сделать взрослые. Но! Этот этап нужно пережить и обязательно пройти. Только так ребенок сможет выработать свой навык и далее его развивать и совершенствовать.
Следующий этап самостоятельности: учимся заботиться о близких
Ребенку важно понять, что не только он может получать заботу, но и сам может заботиться о своих близких, друзьях. Это могут быть совсем простые, но от того не менее важные действия, к примеру, укрыть пледом, принести попить и т. д.
Как научить?
Самый действенный способ – личный пример для малыша. Если ребенок будет видеть, что мама заботится о папе и наоборот, то он впитает такую форму поведения, как само собой разумеющуюся, и также начнет ее применять. Пустыми увещеваниями, которые не подкрепляет личный пример взрослых, ничего не добиться. Не словом, а делом!