Постановка и автоматизация звука С
Звук [С], хоть он и не так сложен, как [Р] или [Л], все же представляет некоторую трудность для освоения детьми дошкольного возраста. Искаженное произношение [С], например, межзубное или призубное, подмена [С] другим звуком, обычно [Ш], или пропуск звука – все это массовые явления, встречающиеся в практике логопедов каждый день. Если вы считаете, что ребенку нужна автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях, не пренебрегайте консультацией врача. Только квалифицированный медик сможет точно определить причину трудностей со звуком [С] и дать правильные рекомендации для домашних занятий.
ВАЖНО! Собираясь поставить звук [С] у ребенка, в первую очередь следует убедиться, что он знает этот звук и понимает, что пропускает его в словах.
Детям не свойственно вникать в фонетику слов, их восприятие ориентировано на смысл слова, которое они слышат. Поэтому ребенок может и не подозревать, что пропускает в словах звук [С]. Начните работу с проверки слуха: попросите ребенка хлопать в ладоши, как только он услышит звук [С], после чего произносите разные звуки, затем слоги, затем слова со звуком [С] и без него. По успехам ребенка будет видно, насколько он слышит и понимает произношение звука, которому учится.
Дифференциация и автоматизация звуков С и Ш в речи ребенка
Подбирая речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков, старайтесь исключать из него то, что еще не освоено ребенком, или использовать такие звуки по минимуму. Упражнения выполняются от простого к сложному:
- Проговариваем слоги на каждый звук отдельно: са-со-су-сы-сэ, ша-шо-шу-ши-шэ, ас-ос-ус-ыс-эс, аш-ош-уш-ыш-эш.
- Проговариваем слоги в парах: са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши, сэ-шэ, ас-аш, ос-ош, ус-уш, ыс-ыш, эс-эш.
- Проговариваем слова на каждую букву: сушка, солнце, самолет, барсук, парус, шелк, бабушка, тушканчик, душ и т. п.
- Проговариваем пары слов: штора-ссора, мешок-кусок, зайчишка-трусишка, шлем-след, шипит-сипит, шуршит-свершит и т. п.
- Проговариваем словосочетания и короткие предложения: бабушка-старушка; у Сашки босоножки; шуршит снежок; серенький зайчишка и т. д. Обратите внимание, это упражнение не аналогично предыдущему, на пары слов. Здесь важна смысловая конструкция.
- Проговариваем полноценные сложные предложения: шла Саша по шоссе и сосала сушку и т. п.
ВАЖНО! Не забегайте вперед. Дифференциация звуков [С] и [Ш] и их автоматизация в речи возможна благодаря мышечной памяти речевого аппарата, позволяющей ему правильно работать без сознательных усилий ребенка (автоматически). Эта память вырабатывается многократными повторениями от простого к сложному.
Когда сложные предложения освоены, можете поздравить своего малыша с заслуженным успехом. Однако не будет лишним как следует его (успех) закрепить. Для этого учим наизусть стихи, читаем вслух небольшие тексты и проговариваем скороговорки с шипящими звуками.
***
Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
На круглую катушку
Глядит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот,
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
Лиса и кувшин (сказка)
Вышла крестьянка косить пшеницу в поле и оставила в зарослях кувшин с молоком. Пробралась к кувшину лиса. Сунула в кувшин голову и выпила все молоко. А голову из кувшина высунуть не может. Мучилась лиса, старалась, да и говорит кувшину: «Шутки шутишь, кувшин, довольно, отпусти!» А кувшин не отстает. Рассвирепела лиса, и говорит кувшину: «Не отпустишь? А я тебя сейчас утоплю!» Сунула кувшин в воду и утонула вместе с ним.
Артикуляционная гимнастика в простых упражнениях
Помимо специальных упражнений на определенный звук, которые мы рассмотрим ниже, артикуляционной гимнастикой можно назвать все, что развивает подвижность лицевых мышц и органов речи. Ребенок может баловаться и шалить, строить смешные и страшные рожицы, высовывать язык, широко раскрывать рот и проделывать подобные веселые штуки с огромной пользой для себя. Используйте это как разминку перед занятием, а заодно задайте игровое настроение рабочему процессу.
- Улыбка до ушей. Попеременно улыбаемся как можно шире и возвращаемся в исходное положение. Губы сомкнуты.
- Забор. В улыбке показать сразу все зубки (и нижние, и верхние). Положение удерживать 5 секунд.
- Вверх-вниз. Ребенок улыбается и широко открывает рот. Язычок попеременно поднимается вверх за альвеолы и опускается вниз за нижние зубы. Важно, чтобы во время выполнения упражнения двигался только язык, нижняя челюсть и губы должны оставаться на месте.
- Чистим зубки. Ребенок улыбается, открывает рот и совершает круговые движения языком по внешней стороне зубов в обе стороны.
- Горка. Ребенок улыбается и широко открывает рот. Кончик языка за нижними резцами, спинка языка поднята как можно выше. Такое положение зафиксировать на 10 секунд.
Для правильной артикуляции автономного звука [С] растягиваем губы в улыбке при сомкнутых зубах. Кончик языка должен упереться в нижние зубы. Поток воздуха для правильного образования звука должен проходить точно посередине языка. Обязательно покажите артикуляцию ребенку на собственном примере. Если у него возникают трудности с удержанием языка в нижнем положении, используйте логопедический шпатель, чтобы слегка придавить язык.
Упражнения и чистоговорки на постановку и закрепление С и СЬ
Звук [C] лучше всего ставить от звука [И] при условии, что с этим звуком у ребенка все в порядке. В качестве подготовки к работе над [C] можно отработать артикуляцию [И], т. к. положение очень близкое.
- Проартикулируйте с ребенком долгий [И] с переходом в слова: и-збушка, и-люшка, и-грушка и т. п. Уделите внимание точной артикуляции.
- Вы называете слово в единственном числе, ребенок – во множественном: горшок-горшки, кулёк-кульки, станок-станки, конёк-коньки и т. п. Последняя «и» проговаривается тщательно.
- Поработайте с картинками, на которых изображены предметы на «и»: ириска, Индия, индюк и т. п. Вы показываете, ребенок называет.
Теперь вы готовы перейти непосредственно к постановке произношения. Постановка звука [С] может быть начата с выработки правильного воздушного потока, который должен проходить посередине языка. Попросите ребенка слегка высунуть язычок и несильно подуть на него. Если во время этого упражнения постепенно растягивать в улыбку углы губ и отодвигать язычок глубже в рот, можно услышать слабый звук [С].
Второй способ – от звука [И]. Ребенок улыбается и произносит долгий [И], следите за правильной артикуляцией. Теперь из этого положения попросите ребенка подуть, направляя струю воздуха вниз на кончик языка. Важно, чтобы язык находился за нижними зубами. Если ребенку трудно закрепить язык в правильном положении, помогите ему механически, используя логопедический шпатель или небольшую деревянную палочку. Ваша задача – продавить небольшой желобок по центру языка для струи воздуха.
Когда звук получен, отработайте его еще несколько раз в артикуляционном упражнении и переходите к отработке в слогах. Т. к. [С] мы ставили от [И], закрепляем его тоже в связке с [И], как со вспомогательным звуком. Сначала в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и т. д. Когда ребенок почувствует себя более уверенно, вспомогательный звук убираем.
Чистоговорки на звук С
Са-са-са, сколько сена и овса
Са-са-са, у Оксаны есть коса
Су-су-су, сыро осенью в лесу
Су-су-су, маме сумку я несу
Со-со-со, села сойка на песок
Со-со-со, укатилось колесо
Сы-сы-сы, сто полосок у осы
Сы-сы-сы, есть лисёнок у лисы
Ас-ас-ас, дядя Вася любит квас
Ас-ас-ас, скоро в школу в первый класс
Ус-ус-ус, суслик спрятался под куст
Ус-ус-ус, бусы носит карапуз
Ос-ос-ос, у лисёнка рыжий хвост
Ос-ос-ос, в конуре сидит барбос
Ыс-ыс-ыс, наша киса ловит крыс
Ыс-ыс-ыс, села муха на карниз
Постановка [С] от мягкого [СЬ] в форме чистоговорок
Си-си-си, мяч скорее принеси
Си-си-си, тесто сдобное меси
Ся-ся-ся, мы поймали карася
Ся-ся-ся, есть лосята у лося
Сю-сю-сю, в гости мы идем к гусю
Сю-сю-сю, грустно в речке карасю
Сё-сё-сё, жил в Японии Басё
Сё-сё-сё, скоро я узнаю всё
Се-се-се, свистнул селезень лисе
Се-се-се, сойка спряталась в овсе
Ись-ись-ись, на разминку становись
Ись-ись-ись, ветки две переплелись
Ясь-ясь-ясь, рыбка мелкая карась
Ясь-ясь-ясь, дело делай, не ленясь
Юсь-юсь-юсь, ничего я не боюсь
Юсь-юсь-юсь, позовите – отзовусь
Ёсь-ёсь-ёсь, дело нужное не брось
Ёсь-ёсь-ёсь, не надейся на авось
Есь-есь-есь, алфавит я знаю весь
Есь-есь-есь, сядь на лавку, ноги свесь
Курс: Актерское мастерство для взрослых





На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Актерское мастерство
- Коммуникативные навыки
- Четкость речи
- Раскрепощение
Курс: Основы ораторского мастерства





На курсе мы научим вас как выступать публично. Как сделать свою речь громкой и четкой
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Публичные выступления
- Риторика
- Ораторское искусство
- Раскрепощение
Курс: Основы актерского мастерства Online





Овладейте навыками актерского мастерства не выходя из дома
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Курс: Продвинутый актерский курс





На курсе мы подготовим театральный перформанс. Научим импровизации и взаимодействию со зрителями
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
2 месяца
Курс: Обучение публичным выступлениям




Вы избавиться от страха выступлений и освоите искусство красноречия
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
5 недель
Навыки, которыми вы овладеете:
- Ораторское мастерство
- Искусство публичных выступлений
- Искусство красноречия
- Риторика
Курс: Обучение ораторскому мастерству





Вы узнаете основы ораторского мастерства. Как научиться выступать перед любой публикой
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Навыки, которыми вы овладеете:
- Ораторское мастерство
- Раскрепощение
- Риторика
- Публичные выступления
Курс: Обучение риторике




Для тех кто хочет развить свои коммуникативные навыки
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Навыки, которыми вы овладеете:
- Риторика
- Ораторское мастерство
- Публичные выступления
- Коммуникативные навыки
Курс: Обучение борьбе с комплексами




Расскажем как раскрепоститься и развить свои коммуникативные навыки
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Курс: Обучение самопрезентации




Курс для тех, кто хочет научиться производить нужное впечатление на людей
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
4 недели
Курс: Художественное чтение




Вы научитесь выразительно читать и разговаривать так, чтобы вас слушали
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Навыки, которыми вы овладеете:
- Громко и уверенно говорить
- Публичные выступления
- Ораторское мастерство
- Риторика
Курс: Сценическое движение




Узнаете выступать на публике, в стрессовой обстановке и управлять эмоциями.
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Курс: Обучение техникам речи




Вы научитесь говорить выразительно, эмоционально и уверенно
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
4 недели
Навыки, которыми вы овладеете:
- Красивая речь
- Риторика
- Ораторское искусство
- Выступать перед публикой
Курс: Сценическая речь




Курс для тех, кто хочет прокачать и улучшить свою речь
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Навыки, которыми вы овладеете:
- Уверенный голос
- Ораторское мастерство
- Искусство публичных выступлений
- Риторика
Курс: Начинающим актерам кино




Действующие актеры кино поделятся своим опытом и знаниями, которые пригодятся начинающим актерам
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
5 недель
Курс: Начинающим актерам театра




Курс для начинающих театральных актеров, кто хочет узнать основу актерской игры на сцене
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
5 недель
Курс: Начинающим актерам




Подойдет начинающим актерам, кто только начал осваивать актерское мастерство
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Курс: Подготовка в театральные училища




На курсе мы отработаем основные навыки, необходимые для поступления в театральное училище
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
5 недель
Курс: Подготовка к театральному вузу




Подготовка для прохождения всех этапов поступления в ВУЗ: от прослушивания до конкурса
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
10 недель
Курс: Актерские курсы по раскрепощению




На курсе вы узнаете основные актерские техники, которые помогут раскрепоститься и снять зажимы
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
5 недели
Курс: Подход Виолы Сполин




Курс расскажет про революционный подход к импровизации от Виолы Сполин
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
4 недели
Курс: Техника Мейснера




Вы раскроете свой эмоциональный потенциал, научитесь импровизации и спонтанной реакции
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
4 недели
Курс: Техника Уты Хаген




Обучим техникам, которые позволят оставаться живым в кадре, обрести свое мировоззрение и избавиться от штампов и клише
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
4 недели
Курс: Метод Стеллы Адлер




Обучим 3-м составляющим метода. Как развить воображение, как работать над персонажем, как интерпретировать сценарии
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
4 недели
Курс: Система Станиславского





Вы узнаете про основные принципы системы Станиславского. Как достичь полной психологической достоверности игры.
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
4 недели
Курс: Метод Ли Страсберга




Узнаете базовые методы Ли СтарсБерга. Как использовать свой жизненный опыт, и эмоции в ролях Кино и Театре
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
4 недели
Курс: Актерский курс по методу Чехова




Расскажем про основные принципы системы Чехова. Отработаем упражнения по Чехову на воображение и концентрацию
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
4 недели
Курс: Для детей и подростков





Поможем побороть застенчивость и стеснительность. Улучшим и обогатим речь. Развиваем творческое мышление
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
9 месяцев
Курс: Театральное искусство




Курс для тех кто хочет сыграть в спектакле и узнать основы актерское мастерство
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Курс: Обучение развитию речи




Вы научитесь поддержать разговор на любую тему. Улучшите дикцию и коммуникативные навыки
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
4 недели
Навыки, которыми вы овладеете:
- Четкость речи
- Риторика
- Красивый голос
- Ораторское мастерство