Постановка и автоматизация звука С

Обучение ораторскому мастерству

Узнать подробнее

Звук [С], хоть он и не так сложен, как [Р] или [Л], все же представляет некоторую трудность для освоения детьми дошкольного возраста. Искаженное произношение [С], например, межзубное или призубное, подмена [С] другим звуком, обычно [Ш], или пропуск звука – все это массовые явления, встречающиеся в практике логопедов каждый день. Если вы считаете, что ребенку нужна автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях, не пренебрегайте консультацией врача. Только квалифицированный медик сможет точно определить причину трудностей со звуком [С] и дать правильные рекомендации для домашних занятий.

ВАЖНО! Собираясь поставить звук [С] у ребенка, в первую очередь следует убедиться, что он знает этот звук и понимает, что пропускает его в словах.

Детям не свойственно вникать в фонетику слов, их восприятие ориентировано на смысл слова, которое они слышат. Поэтому ребенок может и не подозревать, что пропускает в словах звук [С]. Начните работу с проверки слуха: попросите ребенка хлопать в ладоши, как только он услышит звук [С], после чего произносите разные звуки, затем слоги, затем слова со звуком [С] и без него. По успехам ребенка будет видно, насколько он слышит и понимает произношение звука, которому учится.

Дифференциация и автоматизация звуков С и Ш в речи ребенка

Подбирая речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков, старайтесь исключать из него то, что еще не освоено ребенком, или использовать такие звуки по минимуму. Упражнения выполняются от простого к сложному:

  1. Проговариваем слоги на каждый звук отдельно: са-со-су-сы-сэ, ша-шо-шу-ши-шэ, ас-ос-ус-ыс-эс, аш-ош-уш-ыш-эш.
  2. Проговариваем слоги в парах: са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши, сэ-шэ, ас-аш, ос-ош, ус-уш, ыс-ыш, эс-эш.
  3. Проговариваем слова на каждую букву: сушка, солнце, самолет, барсук, парус, шелк, бабушка, тушканчик, душ и т. п.
  4. Проговариваем пары слов: штора-ссора, мешок-кусок, зайчишка-трусишка, шлем-след, шипит-сипит, шуршит-свершит и т. п.
  5. Проговариваем словосочетания и короткие предложения: бабушка-старушка; у Сашки босоножки; шуршит снежок; серенький зайчишка и т. д. Обратите внимание, это упражнение не аналогично предыдущему, на пары слов. Здесь важна смысловая конструкция.
  6. Проговариваем полноценные сложные предложения: шла Саша по шоссе и сосала сушку и т. п.

ВАЖНО! Не забегайте вперед. Дифференциация звуков [С] и [Ш] и их автоматизация в речи возможна благодаря мышечной памяти речевого аппарата, позволяющей ему правильно работать без сознательных усилий ребенка (автоматически). Эта память вырабатывается многократными повторениями от простого к сложному.

Когда сложные предложения освоены, можете поздравить своего малыша с заслуженным успехом. Однако не будет лишним как следует его (успех) закрепить. Для этого учим наизусть стихи, читаем вслух небольшие тексты и проговариваем скороговорки с шипящими звуками.

***

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

На круглую катушку

Глядит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

Лиса и кувшин (сказка)

Вышла крестьянка косить пшеницу в поле и оставила в зарослях кувшин с молоком. Пробралась к кувшину лиса. Сунула в кувшин голову и выпила все молоко. А голову из кувшина высунуть не может. Мучилась лиса, старалась, да и говорит кувшину: «Шутки шутишь, кувшин, довольно, отпусти!» А кувшин не отстает. Рассвирепела лиса, и говорит кувшину: «Не отпустишь? А я тебя сейчас утоплю!» Сунула кувшин в воду и утонула вместе с ним.

Артикуляционная гимнастика в простых упражнениях

Помимо специальных упражнений на определенный звук, которые мы рассмотрим ниже, артикуляционной гимнастикой можно назвать все, что развивает подвижность лицевых мышц и органов речи. Ребенок может баловаться и шалить, строить смешные и страшные рожицы, высовывать язык, широко раскрывать рот и проделывать подобные веселые штуки с огромной пользой для себя. Используйте это как разминку перед занятием, а заодно задайте игровое настроение рабочему процессу.

  • Улыбка до ушей. Попеременно улыбаемся как можно шире и возвращаемся в исходное положение. Губы сомкнуты.
  • Забор. В улыбке показать сразу все зубки (и нижние, и верхние). Положение удерживать 5 секунд.
  • Вверх-вниз. Ребенок улыбается и широко открывает рот. Язычок попеременно поднимается вверх за альвеолы и опускается вниз за нижние зубы. Важно, чтобы во время выполнения упражнения двигался только язык, нижняя челюсть и губы должны оставаться на месте.
  • Чистим зубки. Ребенок улыбается, открывает рот и совершает круговые движения языком по внешней стороне зубов в обе стороны.
  • Горка. Ребенок улыбается и широко открывает рот. Кончик языка за нижними резцами, спинка языка поднята как можно выше. Такое положение зафиксировать на 10 секунд.

Для правильной артикуляции автономного звука [С] растягиваем губы в улыбке при сомкнутых зубах. Кончик языка должен упереться в нижние зубы. Поток воздуха для правильного образования звука должен проходить точно посередине языка. Обязательно покажите артикуляцию ребенку на собственном примере. Если у него возникают трудности с удержанием языка в нижнем положении, используйте логопедический шпатель, чтобы слегка придавить язык.

Упражнения и чистоговорки на постановку и закрепление С и СЬ

Звук [C] лучше всего ставить от звука [И] при условии, что с этим звуком у ребенка все в порядке. В качестве подготовки к работе над [C] можно отработать артикуляцию [И], т. к. положение очень близкое.

  1. Проартикулируйте с ребенком долгий [И] с переходом в слова: и-збушка, и-люшка, и-грушка и т. п. Уделите внимание точной артикуляции.
  2. Вы называете слово в единственном числе, ребенок – во множественном: горшок-горшки, кулёк-кульки, станок-станки, конёк-коньки и т. п. Последняя «и» проговаривается тщательно.
  3. Поработайте с картинками, на которых изображены предметы на «и»: ириска, Индия, индюк и т. п. Вы показываете, ребенок называет.

Теперь вы готовы перейти непосредственно к постановке произношения. Постановка звука [С] может быть начата с выработки правильного воздушного потока, который должен проходить посередине языка. Попросите ребенка слегка высунуть язычок и несильно подуть на него. Если во время этого упражнения постепенно растягивать в улыбку углы губ и отодвигать язычок глубже в рот, можно услышать слабый звук [С].

Второй способ – от звука [И]. Ребенок улыбается и произносит долгий [И], следите за правильной артикуляцией. Теперь из этого положения попросите ребенка подуть, направляя струю воздуха вниз на кончик языка. Важно, чтобы язык находился за нижними зубами. Если ребенку трудно закрепить язык в правильном положении, помогите ему механически, используя логопедический шпатель или небольшую деревянную палочку. Ваша задача – продавить небольшой желобок по центру языка для струи воздуха.

Когда звук получен, отработайте его еще несколько раз в артикуляционном упражнении и переходите к отработке в слогах. Т. к. [С] мы ставили от [И], закрепляем его тоже в связке с [И], как со вспомогательным звуком. Сначала в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и т. д. Когда ребенок почувствует себя более уверенно, вспомогательный звук убираем.

Чистоговорки на звук С

Са-са-са, сколько сена и овса

Са-са-са, у Оксаны есть коса

Су-су-су, сыро осенью в лесу

Су-су-су, маме сумку я несу

Со-со-со, села сойка на песок

Со-со-со, укатилось колесо

Сы-сы-сы, сто полосок у осы

Сы-сы-сы, есть лисёнок у лисы

Ас-ас-ас, дядя Вася любит квас

Ас-ас-ас, скоро в школу в первый класс

Ус-ус-ус, суслик спрятался под куст

Ус-ус-ус, бусы носит карапуз

Ос-ос-ос, у лисёнка рыжий хвост

Ос-ос-ос, в конуре сидит барбос

Ыс-ыс-ыс, наша киса ловит крыс

Ыс-ыс-ыс, села муха на карниз

Постановка [С] от мягкого [СЬ] в форме чистоговорок

Си-си-си, мяч скорее принеси

Си-си-си, тесто сдобное меси

Ся-ся-ся, мы поймали карася

Ся-ся-ся, есть лосята у лося

Сю-сю-сю, в гости мы идем к гусю

Сю-сю-сю, грустно в речке карасю

Сё-сё-сё, жил в Японии Басё

Сё-сё-сё, скоро я узнаю всё

Се-се-се, свистнул селезень лисе

Се-се-се, сойка спряталась в овсе

Ись-ись-ись, на разминку становись

Ись-ись-ись, ветки две переплелись

Ясь-ясь-ясь, рыбка мелкая карась

Ясь-ясь-ясь, дело делай, не ленясь

Юсь-юсь-юсь, ничего я не боюсь

Юсь-юсь-юсь, позовите – отзовусь

Ёсь-ёсь-ёсь, дело нужное не брось

Ёсь-ёсь-ёсь, не надейся на авось

Есь-есь-есь, алфавит я знаю весь

Есь-есь-есь, сядь на лавку, ноги свесь

Курс: Актерское мастерство для взрослых

На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Актерское мастерство
  • Коммуникативные навыки
  • Четкость речи
  • Раскрепощение
13 000 человек прошло курс Старт занятий: 31 мая

Курс: Основы ораторского мастерства

На курсе мы научим вас как выступать публично. Как сделать свою речь громкой и четкой

Сложность:

Для начинающих

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Публичные выступления
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Раскрепощение
Старт занятий: 31 мая

Курс: Основы актерского мастерства Online

Овладейте навыками актерского мастерства не выходя из дома

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Продвинутый актерский курс

На курсе мы подготовим театральный перформанс. Научим импровизации и взаимодействию со зрителями

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

2 месяца

Курс: Обучение публичным выступлениям

Вы избавиться от страха выступлений и освоите искусство красноречия

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Искусство красноречия
  • Риторика

Курс: Обучение ораторскому мастерству

Вы узнаете основы ораторского мастерства. Как научиться выступать перед любой публикой

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Ораторское мастерство
  • Раскрепощение
  • Риторика
  • Публичные выступления
13 000 человек прошло курс

Курс: Обучение риторике

Для тех кто хочет развить свои коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Риторика
  • Ораторское мастерство
  • Публичные выступления
  • Коммуникативные навыки

Курс: Обучение борьбе с комплексами

Расскажем как раскрепоститься и развить свои коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Обучение самопрезентации

Курс для тех, кто хочет научиться производить нужное впечатление на людей

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

4 недели

Курс: Художественное чтение

Вы научитесь выразительно читать и разговаривать так, чтобы вас слушали

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Громко и уверенно говорить
  • Публичные выступления
  • Ораторское мастерство
  • Риторика

Курс: Сценическое движение

Узнаете выступать на публике, в стрессовой обстановке и управлять эмоциями.

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Обучение техникам речи

Вы научитесь говорить выразительно, эмоционально и уверенно

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

4 недели

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Красивая речь
  • Риторика
  • Ораторское искусство
  • Выступать перед публикой

Курс: Сценическая речь

Курс для тех, кто хочет прокачать и улучшить свою речь

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Уверенный голос
  • Ораторское мастерство
  • Искусство публичных выступлений
  • Риторика

Курс: Начинающим актерам кино

Действующие актеры кино поделятся своим опытом и знаниями, которые пригодятся начинающим актерам

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

5 недель

Курс: Начинающим актерам театра

Курс для начинающих театральных актеров, кто хочет узнать основу актерской игры на сцене

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

5 недель

Курс: Начинающим актерам

Подойдет начинающим актерам, кто только начал осваивать актерское мастерство

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Подготовка в театральные училища

На курсе мы отработаем основные навыки, необходимые для поступления в театральное училище

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

5 недель

Курс: Подготовка к театральному вузу

Подготовка для прохождения всех этапов поступления в ВУЗ: от прослушивания до конкурса

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

10 недель

Курс: Актерские курсы по раскрепощению

На курсе вы узнаете основные актерские техники, которые помогут раскрепоститься и снять зажимы

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

5 недели

Курс: Подход Виолы Сполин

Курс расскажет про революционный подход к импровизации от Виолы Сполин

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Техника Мейснера

Вы раскроете свой эмоциональный потенциал, научитесь импровизации и спонтанной реакции

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Техника Уты Хаген

Обучим техникам, которые позволят оставаться живым в кадре, обрести свое мировоззрение и избавиться от штампов и клише

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Метод Стеллы Адлер

Обучим 3-м составляющим метода. Как развить воображение, как работать над персонажем, как интерпретировать сценарии

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Система Станиславского

Вы узнаете про основные принципы системы Станиславского. Как достичь полной психологической достоверности игры.

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

4 недели

Курс: Метод Ли Страсберга

Узнаете базовые методы Ли СтарсБерга. Как использовать свой жизненный опыт, и эмоции в ролях Кино и Театре

Сложность:

Для актеров

Срок обучения:

4 недели

Курс: Актерский курс по методу Чехова

Расскажем про основные принципы системы Чехова. Отработаем упражнения по Чехову на воображение и концентрацию

Сложность:

Средняя сложность

Срок обучения:

4 недели

Курс: Для детей и подростков

Поможем побороть застенчивость и стеснительность. Улучшим и обогатим речь. Развиваем творческое мышление

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

9 месяцев

Курс: Театральное искусство

Курс для тех кто хочет сыграть в спектакле и узнать основы актерское мастерство

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

5 недель

Курс: Обучение развитию речи

Вы научитесь поддержать разговор на любую тему. Улучшите дикцию и коммуникативные навыки

Сложность:

Для начинающих

Срок обучения:

4 недели

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Четкость речи
  • Риторика
  • Красивый голос
  • Ораторское мастерство

Как избавиться от застенчивости и научиться красиво говорить?

Этим и другим навыкам мы научим на нашем актерском курсе

Узнать подробнее

Поделитесь своим мнением о статье

995

Гениально

175

В этом
что-то есть!

67

Не верю

Популярные статьи
Как заплакать специально и быстро

Всем нам в жизни иногда приходится прибегать к актерским приёмам,…

Подробнее
Как стать актером кино без образования

Большой путь начинается с маленького шага – это закон, работающий…

Подробнее
Отлично подвешенный язык – советы и тренировка

Как раскрепостить в общении себя и избавиться от скованности? Как научить красиво…

Подробнее
Зачем нужны занятия сценической речью?

Зачастую люди, которым в ближайшее время предстоит публичное выступление (не…

Подробнее
Деловая беседа и сценическое искусство

Итак, давайте сейчас поговорим о том, что такое деловая беседа,…

Подробнее
Упражнения по сценической речи

Речь – убранство души. Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная…

Подробнее