Развитие навыков общения подростков со сверстниками
Развитие навыков общения подростков со сверстниками
Дата добавления: 27.02.2011 Дата обновления: 08.08.2021
«Трудный возраст» – поворотный этап в жизни ребенка, с которым связаны многие страхи и заблуждения родителей. Мы склонны неверно истолковывать происходящее с нашими детьми, воспринимая кризис как несчастье, в котором виноваты мы сами, школьные учителя, подросток или его сомнительное окружение. Но в кризисе нет ничего плохого, напротив – тревожным знаком было бы его отсутствие. Так уж устроен механизм человеческого развития, что только через преодоление кризиса возможен переход на новый уровень – бесконфликтное подростковое общение.
Кризис переходного периода можно условно уподобить школьному выпускному экзамену: мы не можем сдать его за ребенка. Перед экзаменатором он предстанет один. И только приобретенные навыки и знания помогут выдержать испытание. Но подготовить подростка к предстоящим трудностям вполне в наших силах.
Основные симптомы подросткового кризиса у ребенка:
манера постоянно пререкаться и делать все наперекор родителям
немотивированные и внезапные смены настроения
недовольство собой и окружающими
болезненное самолюбие
нетерпимость к прикосновениям и визуальным контактам
снижение школьной успеваемости
ухудшение самочувствия
Общение в подростковой среде: особенности и нюансы
Каждому возрастному периоду свойственен один превалирующий вид деятельности, через который осуществляются самореализация и качественные изменения, необходимые для перехода на следующий этап. Ведущей деятельностью для переходного периода психологи называют общение. Ему предшествует формирование и развитие навыков общения у подростков.
Тяга к обществу сверстников к 12–13 годам становится всепоглощающей: подросток меньше интересуется учебой и с явной неохотой посвящает в свои дела родителей. На первый план для него выходят «друзья», в группе которых он стремится обрести свое место. Общение с друзьями играет важную роль дополнительного информационного канала, оно успешно восполняет пробелы образования и общения с родителями. Так, например, в вопросах пола подростки начинают ориентироваться благодаря общению между собой.
Освойте актерские техники уже на первом уроке
После первого урока вы:
Получите опыт публичных выступлений
Станете ярче проявлять эмоции
Улучшите речь и станете более убедительными в диалоге
Через контакт со сверстниками также происходит переориентация общения со старших (родители, учителя) на равных по положению товарищей. От того, насколько успешно подросток овладеет навыками общения в формате «равный с равными», будет зависеть его адаптация ко взрослой жизни. Ведь в среде взрослых нет «старших» – человек сам принимает решения, сам несет за них ответственность и сам добивается своего положения в среде таких же, как и он. Подростковое общество в какой-то мере является моделью взрослого. Все выработанные в нем коммуникативные качества навсегда останутся с подростком – вот почему так важно своевременное и полноценное развитие этих качеств.
Психология подростка строится на двух главных противоречивых потребностях. С одной стороны стремление к обособленности, эмансипации, уединению, с другой – непреодолимое желание быть частью какого-то сообщества или группы.
Обособленность
Обособленность заметнее всего проявляется в отношении к родителям. Подростки становятся более замкнутыми, неразговорчивыми, нетерпимыми к чрезмерному вниманию. Острую реакцию вызывают попытки контроля со стороны старших. Перед ребенком впервые встает ребром вопрос самоопределения. Его волнует, кто он и какой. Первой попыткой самоопределиться становится отрицание: ребенок отрицает, что похож на родителей и вообще на «взрослых» из его представлений, заявляет, что он другой и хочет быть другим. В то же время нарастает ощущение болезненного одиночества. Подросток чувствует себя непонятым, ненужным и брошенным. Из этого чувства рождается сильнейшая жажда общения и групповой принадлежности (аффилиации).
Аффилиация
Объединение подростков в группы также носит противоречивый характер. С одной стороны коллективная обособленность и противопоставление своего «Мы» отвергаемому миру «всех», но с другой стороны внутри самой группы культивируются единообразие и похожесть. Члены группы одинаково одеваются, слушают похожую музыку, имеют определенную символику, манеру поведения, сленг и прочее. Несмотря на саму цель группирования – «не быть как все», внутри группы действует неписаный закон – быть как все ее члены, соответствовать ей по ярко выраженным и грубым внешним признакам. Иллюстрацией тому служит любая модная субкультура: панки, готы, эмо и другие, принадлежность к которым обычно проходит вместе с переходным периодом.
Трудности и риски
Поскольку подростковое общество в миниатюре отражает взрослое, стремления здесь те же самые: самоутвердиться, занять свое место, добиться признания и уважения окружающих. Препятствуют их достижению, как правило, чисто коммуникативные трудности, преодолевая которые подросток взрослеет и учится жить в обществе.
Такие свойства характера, как общительность, умение находить общий язык с другими, умение убеждать и добиваться своего, способность отстаивать право на собственное мнение и сопротивляться влиянию других, закладываются воспитанием с малых лет и развиваются на протяжении всей жизни. Человек, обладающий ими в наибольшей степени, считается сильной личностью и имеет все шансы на самореализацию в любом возрасте и обществе.
Для подростков развитые коммуникативные навыки означают возможность преодолеть трудный период почти безболезненно и безопасно в плане дурного влияния. Уверенный в себе и социально активный подросток может сплотить компанию вокруг себя, стать лидером и свои интересы сделать интересами общими. При должном воспитании этими интересами станут спорт, музыка, книги и другие полезные увлечения в противовес алкоголю, курению, наркотикам и мелкому хулиганству, принятым в компаниях, которым не повезло с лидером.
Напротив, если подросток закомплексован, не уверен в себе, отчужден и с трудом находит общий язык со сверстниками, он будет готов на все, лишь бы быть принятым в компанию ребят, под влияние которых он попал. Если компания окажется неблагополучной, подросток очень сильно постарается перенять все худшие черты ее членов, чтобы доказать им, что он «свой в доску». Нередки случаи, когда таким стремлением манипулируют ради потехи или материальной выгоды.
Развитие навыков общения с помощью групповых тренингов и актерского мастерства
Навыки общения имеет смысл развивать только в групповых занятиях, лучше всего – в игровой форме. Для этого идеально подходит тренинг для подростков на развитие навыков общения, в частности комплекс дисциплин, входящих в курс актерского мастерства, т. к. все упражнения для будущих актеров игровые и нацелены на взаимодействие и общение. Кроме того, они учат избавляться от лишнего напряжения, владеть телом, речью и голосом, развивают интуицию и умение мгновенно принимать решения. Работа с классикой мировой литературы, анализ и воплощение роли на сцене выливаются в нравственный, психологический и чувственный опыт, дают выход эмоциональности подростка через воображаемые переживания его персонажа. То есть ребенок может примерить на себя чужую жизнь и получить чужой опыт безболезненно, не набивая шишек.
Роль группы
Тренинг общения для подростков имеет важный положительный момент – сама группа, созданная искусственно, но объединенная общим делом под надзором опытного педагога. Наличие группы уже удовлетворяет потребность в аффилиации ее участников, а отношения внутри нее такие же, как и в естественной компании ребят. Увлеченные общим занятием подростки черпают в общении друг с другом все, что им необходимо, находясь при этом в бесконфликтной среде и направляя усилия в конструктивное русло. Молодежные театры и драматические кружки при школах всегда были популярны и часто служили средством воспитания и исправления для «трудных» подростков.
Постановка спектакля и ее значение
Самое большое достоинство актерской практики – постановка полноценного спектакля. Формат спектакля позволяет всей группе работать, как один большой организм, где у каждого своя строго определенная функция и от каждого в отдельности зависит успех общего дела. В первую очередь спектакль моделирует межличностные конфликты в общении подростков со сверстниками, учит брать на себя ответственность не только за свой собственный выход, но и за партнера, за гримера, за режиссера и за всю постановку в целом. Нередко форс-мажоры на сцене (партнер пропустил реплику, погас свет, испортился реквизит и прочее) вынуждают принимать мгновенное решение и искать нестандартные выходы из ситуации. Кроме того, это занятие настолько увлекательно, что редкий ребенок не втянется и не вынесет из него любовь и привязанность к театру на всю жизнь.
Детский курс актерского мастерства помогает уже в юном возрасте сформировать личный кодекс чести через разбор поучительных произведений: поиска мотивов поведения персонажей, осмысления их ошибок, формирования способности сопереживать.