Деловой этикет: основные правила и принципы
Деловой этикет в профессиональной деятельности – это обширное понятие, включающее в себя нормы взаимодействия между деловыми людьми на всех уровнях и во всех возможных вариантах. Первые упоминания о деловом этикете относятся к раннему средневековью и связаны с ремесленным разделением труда. Изначально это перечень нравственных качеств, которыми следовало обладать человеку профессии. Уже в то время этикет являлся регулятором деловых взаимоотношений, упрощающим процесс переговоров, нахождения общего языка и заключения сделок.
Сегодня этикет преследует ту же цель, что и несколько веков назад: это единый формат поведения, создающий комфортные условия для делового взаимодействия людей.
Еще этикет и профессиональная этика – это своего рода хороший тон. С его помощью формируется имидж как отдельного человека, так и целой компании: чем крупнее бизнес, тем профессиональнее его представители владеют своими манерами. Соблюдение основ этикета деловой встречи также показывает серьезность намерений сторон, взаимную заинтересованность и желание хорошо себя зарекомендовать.
Деловой этикет можно разделить на несколько видов:
- Этикет деловых ведения переговоров и встреч.
- Этикет телефонных переговоров.
- Этикет ведения переписки.
- Этикет делового общения (как с клиентами, так и между сотрудниками внутри организации).
Пунктуальность
Умение не опаздывать на встречи и вовремя выполнять обещания свойственно не только деловым людям, соблюдающим этикет, но и воспитанным людям вообще. Нет ничего странного, что именно с пунктуальности начинается этикет деловых встреч, ведь задача переговорщика №1 – сформировать хорошее мнение о себе и компании. Никогда не опаздывайте на встречи, а если не можете не опоздать – всегда предупреждайте об этом. Худшее, что можно сделать, – заставить делового партнера ожидать в неизвестности. После этого переговоры можно даже не начинать, т. к. они уже испорчены, и вам придется сильно постараться, чтобы вернуть себе лицо.
Правило пунктуальности касается не только личных встреч, оно касается также телефонных переговоров, переписки, пересылки важных бумаг и прочего. Все, о чем вы уведомили собеседника, должно быть выполнено или доставлено вовремя.
Согласно деловому этикету, опоздание на встречу одной из сторон не должно превышать 15 минут. В противном случае встреча может быть отменена.
Правильный выбор места встречи
Голливудские фильмы, повествующие о шикарной жизни финансовых воротил, растиражировали мнение, что деловые встречи высшего уровня обязательно проходят в местах отдыха. Это или дорогой ресторан, или гольф клуб, или теннисный корт, или даже личная яхта одного из участников. В реальности места отдыха, как упомянутые, так и любые другие, используются, чтобы отметить заключение сделки или просто приятно провести время после плодотворной работы. Сами же места заключения сделок подбираются более строго: это всегда офисы, рабочие кабинеты сторон или специальные комнаты для переговоров.
Место проведения переговоров имеет прямое отношение к серьезности предмета обсуждения, поэтому попытка затеять важное обсуждение в ресторане может быть принята за легкомыслие.
Процесс
В каждой стране свои основные правила делового этикета, стандарты и требования к процессуальности официальной встречи, восходящие к культуре страны и традициям населяющего ее народа. Чем экзотичнее страна, тем больше тонкостей может предполагать ее уникальный деловой этикет, поэтому продумайте свою встречу заранее, если собираетесь вести бизнес с иностранцами.
Переговоры в западном варианте проводятся на территории одной из сторон, которая считается принимающей. Ведущий представитель принимающей стороны берет на себя инициативу начала переговоров, которые по этикету начинаются с отвлеченных бесед. Длительность непрерывного ведения переговоров составляет 40 минут, после чего в обязательном порядке делается перерыв.
Правила переписки
- Пишущий должен иметь четкое представление, кому он пишет. Нельзя писать абстрактному клиенту, абстрактному руководителю или коллективу в целом. Держите перед глазами человека, к которому обращаетесь, учитывайте его должность и круг полномочий, тогда вы сможете говорить на одном языке и быстрее договоритесь.
- Если, помимо главного, имеются другие адресаты, не обращайтесь в одном письме ко всем сразу, просто разошлите копии письма остальным.
- Письмо следует составлять структурировано, грамотно и лаконично. Обязательно должна быть указана тема письма, а начинаться оно должно с вежливого приветствия.
- Этикет деловой переписки предполагает обязательный ответ на письмо. Если вы не отправитель, а получатель, возьмите за правило всегда отвечать на емейлы, разумеется, если это не спам и не массовая рассылка, на которую по определению не следует отвечать.
Правила телефонных переговоров
- Подойдите ответственно к выбору времени. Если человек занят важными делами или находится в неподходящем расположении духа, вы ничего не добьетесь. Даже если ваш звонок настолько важен для него, что он не бросит трубку, то разговор в неудобное время доставит ему лишние неудобства и хлопоты. Нет универсального ответа на вопрос, когда нужно звонить. Это зависит от рода деятельности адресата и расписания его рабочего времени.
- Начинать разговор следует по схеме: поприветствовать -> представиться (организация, занимаемая должность, имя) -> спросить, в подходящее ли время вы позвонили. Можно поблагодарить за ответ или отметить, что разговор с собеседником приятен для вас, учтивость не бывает лишней.
- В телефонном разговоре должно быть исключено употребление слов с негативной окраской а-ля «проблема», «тревога», «беспокойство» и т. п. Даже с частицей «не» эти слова остаются раздражителями, поэтому «я вас не побеспокоил?» лучше заменить на «вам удобно говорить?», а «проблему» переименовать в «задачу».
- Речь переговорщика должна быть четкой, ни в коем случае нельзя пить или жевать во время разговора. Нельзя отвлекаться на других собеседников, следует свести к минимуму окружающие вас шумы, иначе они будут отвлекать вас обоих.
- Правило трех гудков: когда вам звонят, не хватайте трубку сразу, но и не заставляйте звонящего ждать более трех гудков.
Взаимодействие между сотрудниками
Каждая компания имеет собственные принципы делового этикета и устанавливает свои правила внутреннего общения, нацеленные на поддержание здоровой рабочей атмосферы, высокого уровня организованности и взаимодействия сотрудников. Чем крупнее компания, чем жестче и детальнее регламент, т. к. организация большого количества людей всегда требует выверенного подхода. Такие правила касаются дресс-кода, организации рабочего времени, иерархии и субординации, а также регламентируют многие внутренние процедуры.
Помимо официальных правил, всегда существуют негласные правила рабочих коллективов, которые устанавливаются самими сотрудниками. Это то что принято и не принято делать среди коллег. За нарушение этих правил вас никто не уволит, но чтобы стать полноценной частью коллектива, придется отдать дань уважения его традициям и порядкам.
Устное общение, правила приветствий и знакомств
- Всегда здоровайтесь первым, когда приходите в рабочее помещение.
- Речевой этикет в деловом общении предполагает, что при знакомстве на деловой встрече необходимо произносить свое имя полностью (имя + фамилия), называть организацию и занимаемую должность.
- При знакомстве подчиненного с начальником первым представляют подчиненного.
- Если вас знакомят с человеком, то рукопожатие должно быть его инициативой и наоборот.
- При первом разговоре личные вопросы неуместны, говорить следует на нейтральные или на деловые темы.
- Комплименты в деловой среде должны быть сдержанными: вы выражаете собеседнику уважение и расположение, а не льстите и не заискиваете, неумеренно восхищаться тоже не следует.
- Уберите из деловой речи все слова с негативной окраской (см. аналогичное правило в разделе правил телефонных переговоров).
- В деловой среде следует обращаться друг к другу исключительно на «вы». Даже если при переговорах присутствуют ваши близкие друзья, вы все равно не более чем коллеги до конца переговоров.
- Называйте собеседника по имени как можно чаще, но в разумных пределах. Это один из лучших способов вызвать расположение к себе.
Курс: Актерское мастерство для взрослых





На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Актерское мастерство
- Коммуникативные навыки
- Четкость речи
- Раскрепощение
Курс: Основы ораторского мастерства





На курсе мы научим вас как выступать публично. Как сделать свою речь громкой и четкой
Сложность:
Для начинающих
Навыки, которыми вы овладеете:
- Публичные выступления
- Риторика
- Ораторское искусство
- Раскрепощение
Курс: Основы актерского мастерства Online





Овладейте навыками актерского мастерства не выходя из дома
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Курс: Продвинутый актерский курс





На курсе мы подготовим театральный перформанс. Научим импровизации и взаимодействию со зрителями
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
2 месяца
Курс: Обучение публичным выступлениям




Вы избавиться от страха выступлений и освоите искусство красноречия
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
5 недель
Навыки, которыми вы овладеете:
- Ораторское мастерство
- Искусство публичных выступлений
- Искусство красноречия
- Риторика
Курс: Обучение ораторскому мастерству





Вы узнаете основы ораторского мастерства. Как научиться выступать перед любой публикой
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Навыки, которыми вы овладеете:
- Ораторское мастерство
- Раскрепощение
- Риторика
- Публичные выступления
Курс: Обучение риторике




Для тех кто хочет развить свои коммуникативные навыки
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Навыки, которыми вы овладеете:
- Риторика
- Ораторское мастерство
- Публичные выступления
- Коммуникативные навыки
Курс: Обучение борьбе с комплексами




Расскажем как раскрепоститься и развить свои коммуникативные навыки
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Курс: Обучение самопрезентации




Курс для тех, кто хочет научиться производить нужное впечатление на людей
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
4 недели
Курс: Художественное чтение




Вы научитесь выразительно читать и разговаривать так, чтобы вас слушали
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Навыки, которыми вы овладеете:
- Громко и уверенно говорить
- Публичные выступления
- Ораторское мастерство
- Риторика
Курс: Сценическое движение




Узнаете выступать на публике, в стрессовой обстановке и управлять эмоциями.
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Курс: Обучение техникам речи




Вы научитесь говорить выразительно, эмоционально и уверенно
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
4 недели
Навыки, которыми вы овладеете:
- Красивая речь
- Риторика
- Ораторское искусство
- Выступать перед публикой
Курс: Сценическая речь




Курс для тех, кто хочет прокачать и улучшить свою речь
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Навыки, которыми вы овладеете:
- Уверенный голос
- Ораторское мастерство
- Искусство публичных выступлений
- Риторика
Курс: Начинающим актерам кино




Действующие актеры кино поделятся своим опытом и знаниями, которые пригодятся начинающим актерам
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
5 недель
Курс: Начинающим актерам театра




Курс для начинающих театральных актеров, кто хочет узнать основу актерской игры на сцене
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
5 недель
Курс: Начинающим актерам




Подойдет начинающим актерам, кто только начал осваивать актерское мастерство
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Курс: Подготовка в театральные училища




На курсе мы отработаем основные навыки, необходимые для поступления в театральное училище
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
5 недель
Курс: Подготовка к театральному вузу




Подготовка для прохождения всех этапов поступления в ВУЗ: от прослушивания до конкурса
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
10 недель
Курс: Актерские курсы по раскрепощению




На курсе вы узнаете основные актерские техники, которые помогут раскрепоститься и снять зажимы
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
5 недели
Курс: Подход Виолы Сполин




Курс расскажет про революционный подход к импровизации от Виолы Сполин
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
4 недели
Курс: Техника Мейснера




Вы раскроете свой эмоциональный потенциал, научитесь импровизации и спонтанной реакции
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
4 недели
Курс: Техника Уты Хаген




Обучим техникам, которые позволят оставаться живым в кадре, обрести свое мировоззрение и избавиться от штампов и клише
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
4 недели
Курс: Метод Стеллы Адлер




Обучим 3-м составляющим метода. Как развить воображение, как работать над персонажем, как интерпретировать сценарии
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
4 недели
Курс: Система Станиславского





Вы узнаете про основные принципы системы Станиславского. Как достичь полной психологической достоверности игры.
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
4 недели
Курс: Метод Ли Страсберга




Узнаете базовые методы Ли СтарсБерга. Как использовать свой жизненный опыт, и эмоции в ролях Кино и Театре
Сложность:
Для актеров
Срок обучения:
4 недели
Курс: Актерский курс по методу Чехова




Расскажем про основные принципы системы Чехова. Отработаем упражнения по Чехову на воображение и концентрацию
Сложность:
Средняя сложность
Срок обучения:
4 недели
Курс: Для детей и подростков





Поможем побороть застенчивость и стеснительность. Улучшим и обогатим речь. Развиваем творческое мышление
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
9 месяцев
Курс: Театральное искусство




Курс для тех кто хочет сыграть в спектакле и узнать основы актерское мастерство
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
5 недель
Курс: Обучение развитию речи




Вы научитесь поддержать разговор на любую тему. Улучшите дикцию и коммуникативные навыки
Сложность:
Для начинающих
Срок обучения:
4 недели
Навыки, которыми вы овладеете:
- Четкость речи
- Риторика
- Красивый голос
- Ораторское мастерство