Как повысить самооценку ребенку
Вступая на путь преодоления тех или иных препятствий, человеку необходимо иметь представление о собственных силах, способностях, качествах и их соответствии поставленным целям. В зрелом возрасте жизнь то и дело проверяет людей на прочность, подбрасывая им все новые и новые испытания и создавая тем самым важнейшую базу для адекватной самооценки – опыт. Дети же только начинают постигать мир со всеми его законами и в оценке самих себя опираются на мнение окружающих людей. Именно отсутствием опыта как источника информации объясняются такие детские качества, как доверчивость, восприимчивость и внушаемость. В раннем детстве самооценка формируется исключительно под влиянием родителей, в их власти занизить, повысить самооценку ребенку старшего дошкольного возраста или сформировать адекватную.
Как сформировать адекватную самооценку: предостережения и советы
Слово «сформировать» не совсем верное, т. к. в нормальных условиях формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста происходит естественным образом. Гармоничное развитие психики обеспечивает сама природа. Наша главная задача – не искажать естественный процесс становления личности. Для этого давайте разберемся, какой бывает самооценка и как не допустить ее искажения.
Признаки завышенной самооценки
- Некритическое отношение к себе, уверенность в своей правоте.
- Склонность принижать других детей за их недостатки и не замечать свои собственные.
- Требовательность и нетерпимость к отказам.
Завышенную самооценку часто называют избалованностью и принимают за невинный недостаток. Это серьезное заблуждение, которое может дорого обойтись ребенку, если вовремя не заметить проблему и не принять меры к ее решению. Эгоцентризм и нарциссизм – самые безобидные следствия гипертрофированного самомнения. Американские социологи на основании статистических данных доказали, что люди с девиантным поведением имеют самооценку выше среднего показателя по населению.
Признаки низкой самооценки
- Тревога и нерешительность.
- Мнительность.
- Нелюдимость и отчужденность.
- Манера переоценивать чужие успехи и игнорировать собственные.
Самая большая беда людей с заниженной самооценкой заключается в возможностях, которые они упускают из страха провала, и в провалах, которые их преследуют из-за неверия в свои силы. Низкая самооценка заставляет людей приниматься за дело, заранее его проиграв. Неудивительно, что итоги почти всегда соответствуют ожиданиям и расцениваются как подтверждение никчемности и ущербности.
Заниженная самооценка у ребенка сильно сказывается на успехах в учебе и отношениях со сверстниками. Ребенок старается избегать, а не преодолевать трудности, боится пробовать свои силы в чем-то новом, мирится с пренебрежительным отношением к себе, даже если оно не заслужено.
Признаки адекватной самооценки
- Умение радоваться достижениям и признавать неудачи.
- Умение оценивать себя и окружающих по заслугам.
- Здоровая активность и интерес ко всему новому.
Ребенок с адекватной самооценкой смотрит в будущее широко открытыми глазами. Он не строит иллюзий по поводу своей исключительности, но и не страдает нехваткой уверенности в себе. Такой ребенок умеет признавать неудачи, находить и исправлять ошибки, а значит, очень быстро накапливает реальный жизненный опыт. Его деятельность продуктивна, а неудачи только способствуют закалке характера.
Как сохранить самооценку адекватной
Ребенок внимательно слушает все, что о нем говорят. Если у родителей в ходу такие выражения, как «ты неисправим», «ты бестолковый», «ты ни на что не способен», «у тебя ничего не получится», то нечему удивляться, если все сбывается. Аналогично действуют невыгодные сравнения с другими: «все дети как дети, один ты не пойми что». Даже когда это произносится без умысла, детская внушаемость делает свое дело, и у ребенка формируется психологическая установка «я плохой». Это не значит, что его нельзя ругать и наказывать – можно и нужно. Но ругать следует дело, а не личность. Ребенок должен понимать, что его ругают за плохой поступок, а не потому, что плох он сам.
Другая крайность – постоянные похвалы и комплименты по любому поводу и без. Зачастую в семьях не скупятся на проявления любви: считается, что лучше избаловать ребенка, чем недодать ему тепла и внимания. Это неправда. Тепло и внимание хороши в меру и к месту. Чрезмерное внимание портит.
Ребенка обязательно нужно хвалить. Похвала поощряет и мотивирует, ориентирует поведение, подсказывает, что хорошо и к чему следует стремиться. Но не любая похвала пойдет на пользу. Категорически не рекомендуется хвалить ребенка за то, к чему он сам не прилагал усилий. Это любая данность – физические качества, внешний вид, одежда, игрушки и прочее. Хвалить следует за поступки и достижения, например, за хорошие отметки в школе, за помощь по дому или другую полезную инициативу. Только заработанная похвала не идет во вред.
Как правильно хвалить и наказывать: полезные советы на заметку родителям
Чтобы избежать типичных ошибок и не навредить своему ребенку, стоит учитывать рекомендации для родителей для повышения самооценки детей.
Наказания
- Должны быть полезными! Недопустим ни физический, ни психологический ущерб.
- Убедитесь в необходимости наказания. Если она неоднозначна, не наказывайте.
- Даже если проступков много, наказывайте сразу за все, один раз.
- Если ребенок хорошим поступком загладил вину, не сомневайтесь, отмените наказание. А ребенку объясните причину вашего решения.
- Наказав однажды, забудьте об инциденте навсегда и больше к нему не возвращайтесь.
- Не отбирайте у ребенка подаренные вещи.
- Будьте справедливы. Наказание не должно быть унизительным, не должно носить настроенческий или личный характер.
Поощрения
- Поощряйте инициативу, попытку самовыражения, тягу к развитию. Мотивируйте ребенка своей заинтересованностью и участием.
- Каждое, даже небольшое достижение должно быть замечено и оценено вами.
- Хвалите авансом: «я в тебя верю, ты справишься». Ребенок будет чувствовать вашу поддержку и это поможет ему даже в непростой ситуации.
Игры и упражнения на укрепление здоровой самооценки
Развивайте здоровую и адекватную самооценку вашего ребенка в игровой форме каждый день. Этот процесс может быть увлекательным и способен доставлять массу удовольствия, а со временем – превратиться в полезную привычку.
Копилка достижений
Вам понадобится картонная коробка или пластиковый контейнер. Ее можно оформить вместе с ребенком по его вкусу. Ежедневно в конце дня ребенок будет писать на небольшом листочке бумаги, чего он достиг за день. Это может быть хорошая оценка, маленькое доброе дело и т. д. Важно находить достижения даже в самые неудачные дни и пополнять копилку регулярно, без пропусков. Количество хороших поступков и успехов будет визуально расти и наполнять ребенка гордостью, укрепляя его веру в себя.
Солнышко
Располагаем детей кругом и раздаем каждому по цветному карандашу – это лучики солнца. В центр круга встает один ребенок, он «замерз», а все остальные будут согревать его с помощью своих лучиков. Каждый из круга по очереди подходит к «замерзшему» и дарит ему лучик с добрыми словами: почему этот ребенок хороший, за что его любят, какие его качества самые лучшие. Это практика «психологических поглаживаний», она помогает поднять самооценку ребенку младшего школьного возраста, улучшает настроение и дарит детям море позитивных эмоций.