Как развить креативность – 5 компонентов успеха
Во всех сферах занятости существует два вида работников: первые говорят, что делать, а вторые делают, что говорят. Это различие не зависит от профессии, т. к. менеджер самого высокого уровня может организовывать работу компании по придуманным кем-то методам и инструкциям. То есть, относиться ко второй категории, несмотря на статус и количество человек в подчинении. Также нередки случаи, когда простые рабочие благодаря уму и идеям оптимизируют производственный процесс настолько, что меняются стандарты производства. Разница между первыми и вторыми в умении креативно мыслить и находить нестандартные решения обыденных задач. Простыми словами, креативность – это оригинальный, принципиально новый подход к чему-либо.
Креативное – значит созидательное, творческое. Креативно мыслить – значит создавать нечто, чего еще не было.
К сожалению, креативности не учат ни в школе, ни в профильных вузах, ни на стажировках. Человечество сделало ставку на усредненные образовательные программы и общедоступные модели решения задач, которым и обучается всю известную историю. Выдающимися личностями при этом становятся те люди, которым удается перерасти общий уровень и повысить планку требований. Например, Стив Джобс создал линейку смартфонов iPhone, настолько революционную, что рынок мобильной техники полностью отказался от кнопок за несколько лет.
Как же развить креативность? Этим вопросом постоянно задаются все желающие изменить качество своей жизни быстро и в лучшую сторону. Ради этого они готовы на все, например:
- тратить кучу денег на всевозможные курсы развития творческих способностей;
- ходить на все семинары и мастер-классы по темам «как изменить свою жизнь» и «как построить фантастический бизнес с нуля»;
- читать все книги по психологии и саморазвитию, до которых удается дотянуться.
И все это упорно отказывается работать. Реальная формула креативности проще, чем те, что вам пытаются продать на курсах. Она включает в себя всего две составляющие: знания и воображение. Ни то, ни другое нельзя приобрести за месяц прослушивания лекций, кто бы их вам ни читал. Это работа на всю жизнь, очень трудная, не самая перспективная, но выполнимая. Наша подборка советов даст вам примерное представление о том, в какой стороне находится креативность, но придете вы к ней или нет, зависит только от вас.
Избавляйтесь от стереотипов
Стереотип – основа мракобесия и главный тормоз глобального и личностного прогресса. Это представление о чем-либо, основанное на убеждении большинства. Большинство же может обладать мудростью и остроумием, но не блещет интеллектом. Для наглядности вот вам несколько «исторических» стереотипов:
- земля плоская;
- женщины хуже мужчин;
- темнокожие – люди второго сорта.
Сегодня это звучит нелепо и абсурдно, но лишь потому, что в свое время ради разрушения этих чудовищных клише велись войны и погибали люди. Вспомните Джордано Бруно и гражданскую войну в США.
Стереотипное мышление – это интеллектуальная близорукость, мешающая человеку заглянуть за границы его представлений о возможном. Развитие креативности базируется именно на борьбе со стереотипами.
Маленькие бытовые стереотипы еще опаснее больших исторических заблуждений, т. к. вынуждают людей жить с шорами на глазах и терять возможности. Например, стереотип о том, что бросить курить можно только с помощью огромных волевых усилий, настолько силен, что люди игнорируют реальные доказательства обратного, которые можно проверить. Так, Аллен Карр еще в 1985 году сумел легко победить зависимость без волевых усилий и помог тысячам людей сделать то же самое.