Как улучшить навыки общения с людьми
Всем ли необходимо улучшить навыки общения с людьми, почему стоит этим заняться и кому это действительно нужно? Общение – это процесс взаимодействия между двумя и более людьми, который может быть продуктивным или непродуктивным, в зависимости от того, как собеседники будут взаимодействовать. Результаты общения бывают разные: от простого удовольствия, если вы пьете кофе с хорошим знакомым, до крупной финансовой прибыли, если вы заключаете сделку жизни с очень важным деловым партнером.
Общение сравнимо с игрой в большой теннис: чтобы получить удовольствие от игры и позволить получить его партнеру, нужно уметь подавать и отбивать мяч, иначе игра не получится.
Улучшать навыки общения – то же самое, что учиться играть в теннис: чем лучше вы владеете ракеткой, тем больше хитрых подач вы сможете парировать, тем интереснее с вами играть. Как и в спорте, в общении все достигается практикой и опытом, поэтому первый и самый важный совет: не надейтесь на теорию, она существует, чтобы направлять вашу работу над собой в нужное русло и не более того.
К практическим навыкам общения можно отнести много понятий, но все они делятся на две категории:
- Умение разговаривать. Это и выразительность речи, и владение языком, и понимание того, что следует говорить в определенный момент времени и чего не следует. Одним словом, искусство подавать информацию.
- Умение слушать. Искусство принимать информацию, т. к. общение – это обмен. Сюда можно отнести как техники молчаливого воздействия на собеседника, например, активное слушание, так и умение считывать эмоции и намерения по мельчайшим признакам невербального поведения человека.
Уделите внимание отношению к общению
Есть люди, для которых спросить время на остановке – то же самое, что совершить подвиг, а есть те, что, играючи, заключают многомиллионные сделки с незнакомыми людьми из других стран и не только не падают в обморок, но даже не чувствуют волнения и не делаю ошибок. Разница между этими людьми очень маленькая: вторые занимаются своим делом, когда общаются, а первые – не своим. Тем, кто не привык общаться, бывает так же сложно, как впервые в жизни своими руками быстро починить крышу. Общительного человека по аналогии можно сравнить с профессиональным кровельщиком: ему легко, потому что он делает то, что привык делать.
Ваша цель – не просто улучшить общение с людьми, а сделать его своим привычным делом. Это задача психологического плана и достигается она постоянным общением с людьми, желательно с малознакомыми или незнакомыми. Как развивать общительность:
- Знакомьтесь на улице. Самое простое – поставить себе цель в день знакомиться с 1–3 людьми. Ваш поиск друзей, а, может быть, и второй половинки, наконец, увенчается успехом, и вы гарантированно научитесь относиться к общению проще.
- Найдите работу или подработку – отличный способ заставить себя постоянно общаться «через не хочу». Продавец-консультант, гид, менеджер по работе с клиентами, бармен – все что угодно, лишь бы не было отбоя от желающих поговорить.
Учитесь проявлять интерес первым
Существует распространенное ошибочное мнение, что, если у человека трудности с общением, значит, он не интересен другим людям. С таким же успехом можно утверждать, что зарытый в землю клад на 10 килограммов золота никому не интересен, потому что его все еще не выкопали. Незнакомые люди знают о вас и вашем внутреннем мире столько же, сколько о наличии золота в земле, по которой ходят. Чтобы судить о наличии/отсутствии интереса, нужно дать незнакомцу возможность его проявить, и лучше всего это сделать, проявив интерес первым.