Как хвалить и воспринимать похвалу
Похвала, некоторым служит толчком для раскрытия потенциала, заставляет поверить в собственные силы, поддерживает в трудные моменты, помогает раскрепоститься в общении. Некоторые, в результате похвалы, начинают болеть «нарциссизмом» и самолюбованием, испытывать чувство превосходства над окружающими людьми. Иногда похвала, приносит больше вреда, чем пользы. Психологи рекомендуют хвалить только за достижения, а не за банальное выполнение обязанностей. Похвалу нужно заслужить.
Второй момент не раздуваться от гордости в ответ на похвалу. Например, вы хорошо выступили на сцене студии актерского мастерства, или на вашем блоге читатели оставили хвалебные оды в ваш адрес. В результате, вы раздулись от распираемой гордости и решили, что вы талантище и учиться вам больше почти и нечему, а заниматься, например, развитием творческих навыков, вообще, пустая трата времени.
Существует категория людей, которая критикует или хвалит, только ради выступления перед публикой, чтобы взобраться на пьедестал и завладеть вниманием окружения. Эта категория может даже не разбираться «в теме», «не рубить фишку», но бьет себя в грудь и говорит, что знает, как вывести страну из кризиса, хотя сами составляют категорию бездельников.
Всё просто, когда человек высказывает свое мнение, он делает это прежде всего ради себя. Так уж устроена человеческая натура.
Похвала является также и инструментом манипуляции. Похвала, как крючок для ловли рыбы, так сказать ловушка с сыром для мыши. Может похвала и быть формой утешения: «молодец, главное не победа, а участие». Конструктивная поддержка преподавателя тоже является похвалой, но она здесь, прежде всего, форма обратной связи. Преподаватель для ученика авторитет, его похвала или критика важна для него.
Делаем выводы, хвалить нужно тогда, когда сам человек спросил вашего авторитетного мнения и вы оцениваете достижения оппонента как положительные. В противном случае, ради красного словца и выпендрёжа на публике или с целью понравиться, не стоит хвалить кого-либо.