Как говорить так, чтобы тебя слушали
Человек – существо социальное. Он постоянно контактирует со множеством людей. Для успеха на работе и в других сферах жизни необходимо научиться говорить, чтобы тебя слушали и слышали. В этом вопросе важно:
- содержание, смысл того, что ты говоришь;
- как ты формулируешь мысли;
- как ты произносишь слова, интонируешь предложения;
- невербальная информация: жесты, движения, мимика.
Содержание и формулировки
Сообщайте полезные слушателям сведения. Когда информация буквально набрасывается на людей отовсюду, важно еще и убедить аудиторию, что ты сообщаешь ей что-то действительно нужное.
Разбирайтесь в том, о чем говорите. Лучше знать больше, чем рассказываешь, это позволит выбрать наиболее полезные факты и убедительные аргументы. И тогда не застанут врасплох дополнительные вопросы.
В процессе подготовки к выступлению определите для себя его цели и задачи, сформулируйте основные тезисы, продумайте вступление и заключение. После четко выстроенного доклада у слушателей сформируется полная ясная картина.
Не забывайте о паузах. Ими отделяют одну идею от другой, выделяют пункты плана. Паузы между словами в одном предложении подчеркнут его важность. Репетируйте, чтобы научиться делать чистые интервалы, не заполненные звуками или словами-паразитами.
Важно не злоупотреблять сложными словами и конструкциями. Лучше воспринимаются фразы, состоящие из семи и менее слов. Чтобы слушатели поняли ранее не известную им информацию, отталкивайтесь от того, что они знают, и постепенно добавляйте новую информацию. Так они поймут и запомнят то, что вы им рассказали.
В выступлении всегда есть место шутке. Шутливый пример запомнится лучше, чем скучный, поможет правилу уложиться в голове.
Выразительность речи
Не говорите слишком громко, хотя и кажется, что так лучше услышат. Когда информация заинтересует аудиторию, люди начнут прислушиваться к негромкой речи, и в помещении станет менее шумно.
Акцент докладчика отвлекает от содержания его речи. Поэтому тем, кому нужно часто выступать, неплохо озаботиться вопросами чистоты речи.
Очень важна дикция. Если слушатель не понимает, что вы говорите, то он быстро потеряет интерес. Особенно если не имеет возможности переспросить или переспрашивать приходится слишком часто.