Секреты импровизации на сцене
Импровизация на сцене – это фундамент актерской игры. Чтобы обосновать это спорное на первый взгляд утверждение, давайте попробуем вникнуть в саму суть актерства. Актер на сцене пытается воссоздать некое жизненное происшествие, которое действительно могло случиться с условным персонажем. Это происшествие всегда «острое», конфликтное, потому что «острота» обеспечивает интерес зрителя. Когда человек попадает в нестандартную ситуацию, то все его внутренние ресурсы мобилизуются на немедленный поиск выхода. Иными словами, человек импровизирует, пытаясь найти решение.
«Самый текст пьесы должен зазвучать так, как если бы он вовсе не был заранее выучен наизусть, а создавался бы актёрами на глазах у публики»Е. Вахтангов
Актер, воссоздающий на сцене подобную ситуацию, невольно будет воссоздавать импровизацию человека, попавшего в затруднение. Самый простой способ добиться в этом реализма, научиться импровизировать самому, ощущая себя персонажем и переживая тяготы его положения. Вот почему для профессионального артиста не стоит вопрос об уместности импровизации на сцене.
Чтобы успешно освоить основы импровизации актера, нужно:
- Не пытаться импровизировать.
- Не отклоняться от линии роли.
- Не заигрываться.
- Чувствовать партнера.
- Думать о партнере.
- Получать удовольствие.
- Оттачивать ремесленные навыки.
- Готовиться.
- Понимать, зачем это нужно.
- Наблюдать за мастерами.
Не пытайтесь импровизировать специально
Первая заповедь техники публичного выступления – «не пытаться», она касается абсолютно всего. Нельзя пытаться воздействовать на зрителя, вызывать у него жалость, смех или другие эмоции. Нельзя пытаться выглядеть злым, добрым, обаятельным, опасным и т. д. Нельзя пытаться хорошо сыграть роль и нельзя пытаться импровизировать. Суть в том, что успех в этих делах не зависит от нарочитости и стараний, напротив, старания приводят к фальши. Настоящая же импровизация появляется там, где вы не можете без нее обойтись, т. к. идет от внутреннего желания.
Никогда не отклоняйтесь от линии роли и действия
Импровизация не означает, что вы добавляете в спектакль новые элементы. Вы делаете то же, что и всегда: играете ту же роль в тех же обстоятельствах, выполняете те же задачи, взаимодействуете с теми же партнерами. Меняется лишь то, как именно вы это делаете. В жизни также бывают одинаковые ситуации, но не бывает одинаковых реакций, потому что люди – не роботы. Если же вы начнете вмешиваться в структуру пьесы, то можете по цепочке сорвать все действие, ведь сценические партнеры находятся в сильной зависимости друг от друга.
Не заигрывайтесь
Актер – это пограничная профессия, она находится где-то на стыке мастерства и безумства. Профессионал отличается от дилетанта парадоксальным умением «контролировать потерю контроля». В импровизации важно одновременно уметь отпустить себя и не пустить себя дальше определенной черты. Это приходит с опытом: если сто раз ошибиться на репетиции, то гарантированно нащупаете черту, за которую нельзя заходить.