Секреты импровизации на сцене

Дата добавления: 31.03.2013 Дата обновления: 08.08.2021

Обучение ораторскому мастерству

Узнать подробнее

Импровизация на сцене – это фундамент актерской игры. Чтобы обосновать это спорное на первый взгляд утверждение, давайте попробуем вникнуть в саму суть актерства. Актер на сцене пытается воссоздать некое жизненное происшествие, которое действительно могло случиться с условным персонажем. Это происшествие всегда «острое», конфликтное, потому что «острота» обеспечивает интерес зрителя. Когда человек попадает в нестандартную ситуацию, то все его внутренние ресурсы мобилизуются на немедленный поиск выхода. Иными словами, человек импровизирует, пытаясь найти решение.

«Самый текст пьесы должен зазвучать так, как если бы он вовсе не был заранее выучен наизусть, а создавался бы актёрами на глазах у публики»Е. Вахтангов

Актер, воссоздающий на сцене подобную ситуацию, невольно будет воссоздавать импровизацию человека, попавшего в затруднение. Самый простой способ добиться в этом реализма, научиться импровизировать самому, ощущая себя персонажем и переживая тяготы его положения. Вот почему для профессионального артиста не стоит вопрос об уместности импровизации на сцене.

Чтобы успешно освоить основы импровизации актера, нужно:

  1. Не пытаться импровизировать.
  2. Не отклоняться от линии роли.
  3. Не заигрываться.
  4. Чувствовать партнера.
  5. Думать о партнере.
  6. Получать удовольствие.
  7. Оттачивать ремесленные навыки.
  8. Готовиться.
  9. Понимать, зачем это нужно.
  10. Наблюдать за мастерами.

Не пытайтесь импровизировать специально

Первая заповедь техники публичного выступления – «не пытаться», она касается абсолютно всего. Нельзя пытаться воздействовать на зрителя, вызывать у него жалость, смех или другие эмоции. Нельзя пытаться выглядеть злым, добрым, обаятельным, опасным и т. д. Нельзя пытаться хорошо сыграть роль и нельзя пытаться импровизировать. Суть в том, что успех в этих делах не зависит от нарочитости и стараний, напротив, старания приводят к фальши. Настоящая же импровизация появляется там, где вы не можете без нее обойтись, т. к. идет от внутреннего желания.

Никогда не отклоняйтесь от линии роли и действия

Импровизация не означает, что вы добавляете в спектакль новые элементы. Вы делаете то же, что и всегда: играете ту же роль в тех же обстоятельствах, выполняете те же задачи, взаимодействуете с теми же партнерами. Меняется лишь то, как именно вы это делаете. В жизни также бывают одинаковые ситуации, но не бывает одинаковых реакций, потому что люди – не роботы. Если же вы начнете вмешиваться в структуру пьесы, то можете по цепочке сорвать все действие, ведь сценические партнеры находятся в сильной зависимости друг от друга.

Не заигрывайтесь

Актер – это пограничная профессия, она находится где-то на стыке мастерства и безумства. Профессионал отличается от дилетанта парадоксальным умением «контролировать потерю контроля». В импровизации важно одновременно уметь отпустить себя и не пустить себя дальше определенной черты. Это приходит с опытом: если сто раз ошибиться на репетиции, то гарантированно нащупаете черту, за которую нельзя заходить.

Научитесь видеть, слышать и чувствовать партнера

Освойте актерские техники уже на первом уроке

После первого урока вы:

Получите опыт публичных выступлений

Станете ярче проявлять эмоции

Улучшите речь и станете более убедительными в диалоге

Начните посещать актерские курсы
за 3000 рублей

Записаться на первое занятие

Взаимодействие на сцене похоже на игру в теннис: как вам пошлют мяч, так вы его и отобьете. Универсального движения в теннисе нет, движение теннисиста продиктовано подачей партнера. У актеров все точно так же: как дадут реплику, взгляд или жест, такой и будет реакция на него. Здесь и следует черпать вдохновение для удачной импровизации: слушайте, смотрите, чувствуйте, все остальное сделает воображение.

Думайте о партнере

Не забывайте, что партнер точно так же смотрит, слушает, чувствует и отталкивается от вас во всем. Это значит, что на вас лежит прямая ответственность за достоверность его игры, и косвенная – за достоверность игры всех, с кем предстоит взаимодействовать партнеру после вас. Импровизировать следует при полной уверенности, что действия не выбьют партнера из роли и не поставят его в глупое положение. Проще говоря, не будьте эгоистом.

Получайте удовольствие

Сценическое ремесло не случайно называется игрой. Это вид искусства, в котором главное – процесс и степень погруженности в процесс каждого участника действия. Актер испытывает чувство, схожее с эйфорией бегуна или гонщика от движения и скорости, только вместо скорости у него эмоциональный накал. На сцене всегда присутствует элемент азарта, который и подстегивает применять секреты импровизации, чтобы найденный образ становился полнее и ярче.

Оттачивайте ремесленные навыки

Среди всех творческих профессий, актер – самая зависимая в отношении свободы и воли. Композитор, писатель и художник могут творить в удобное им время или в момент, когда к ним приходит вдохновение. У актера же есть расписание спектаклей, он обязан вдохновляться в 19:00 после третьего звонка. Поэтому важно научиться быстро погружаться в роль, выполняя упражнения на импровизацию в театре, а также с помощью метода физических действий К. С. Станиславского, который можно считать основой актерского ремесла.

Тщательно готовьтесь

Те, кто противопоставляет импровизацию подготовке, сильно ошибаются. Возможности к импровизации дает не природный талант, а именно на зубок выученная и хорошо отработанная роль. Подготовка, это ваша база, почва у вас под ногами. Чем тверже эта почва, тем увереннее вы будете на ней стоять. Поможет в этом школа игровой импровизации, где настоящие актеры делятся своим мастерством.

ПОМНИТЕ! Выходить за пределы нормы позволительно только тогда, когда вы владеете нормой на виртуозном уровне.

Спрашивайте себя, зачем

Все, что вы делаете во время спектакля, должно идти на пользу представлению, иначе действие теряет смысл. Если вы что-то придумали, спросите себя, в чем польза от вашей задумки? Кому она нужна и зачем? Если ответы однозначны, то все в порядке. В противном случае не торопите события.

Наблюдайте за мастерами

Ничто не мешает вам учиться на хороших примерах в свободное от собственной практики время. Посетите театр импровизации в Москве и перенимайте опыт артистов из просмотренных шоу. Если пересмотреть один и тот же спектакль вживую много раз, то можно увидеть, как меняется игра актеров, заметить и рассмотреть все импровизационные находки и взять что-то себе на вооружение.

Как максимально быстро и эффективно «растопить» пропасть между оратором и слушателями? Ответ вам дадут лучшие курсы ораторского мастерства, а пока — маленькая подсказка: подумайте какую шутку можно рассказать в начале выступления?

Поделитесь своим мнением о статье

596

Гениально

555

В этом
что-то есть!

53

Не верю

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Популярные статьи
Как заплакать специально и быстро

Всем нам в жизни иногда приходится прибегать к актерским приёмам,…

Подробнее
Как стать актером кино без образования

Большой путь начинается с маленького шага – это закон, работающий…

Подробнее
Отлично подвешенный язык — советы и тренировка

Как раскрепостить в общении себя и избавиться от скованности? Как научить красиво…

Подробнее
Зачем нужны занятия сценической речью?

Зачастую люди, которым в ближайшее время предстоит публичное выступление (не…

Подробнее
Деловая беседа и сценическое искусство

Итак, давайте сейчас поговорим о том, что такое деловая беседа,…

Подробнее
Упражнения по сценической речи

Речь – убранство души. Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная…

Подробнее