Меню

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Мелкая моторика рук у детей, развитие речи и развитие интеллектуальных качеств ребенка неразрывно связаны, что было научно доказано сравнительно недавно. Однако детские игры, требующие скоординированных движений рук, встречаются в древнейших традициях многих народов мира. На Руси это бессмертные «Ладушки» и «Сорока-Белобока», хорошо известные всем нам с детства. Каждый родитель так или иначе слышал о необходимости развития мелкой моторики, но далеко не все знают, что это такое и как правильное ее развивать.

Мелкой моторикой принято назвать совместную работу нервной, мышечной и костной систем, позволяющую совершать мельчайшие манипуляции кистью руки, в частности, пальцами.

Чтобы воочию представить себе, что это, вспомните, как «летают» по клавишам пальцы виртуоза-пианиста или как гитарист перебирает струны. Для музыканта развитая мелкая моторика – вопрос профессионализма, она гарантирует ему автономную работу рук (пальцы играют сами) и позволяет сосредотачиваться на общей картине произведения, а не следить за извлечением каждого звука. Со стороны это выглядит просто, но если вы попробуете наиграть на клавишах элементарную мелодию, то сразу поймете, как многого вам не хватает. Примерно столько же не хватает ребенку, чтобы правильно держать столовый прибор, карандаш или кисточку, красиво писать, выводить плавные линии и т. п. Пройдет несколько лет, прежде чем его ручки навсегда освоят эту науку.

Влияние мелкой моторики на общее развитие ребенка

В организме человека, особенно в отдельных его системах, все взаимосвязано. Как бы вы ни хотели напрячь одну единственную мышцу тела, это не удастся – в ближайших мышцах тоже возникнет напряжение. По этому принципу, занимаясь спортом, вы можете нагружать только руки, но косвенную нагрузку и стимуляцию получат также сопряженные с ними мышцы спины, груди и шеи. Точно такие же связи характерны и для центральной нервной системы: стимулируя один мозговой центр, вы косвенно воздействуете на другой.

Моторный центр тесно связан с речевым центром, зрительным центром и центрами, отвечающими за внимание и память. Вот почему мелкая моторика существенно влияет на общее развитие головного мозга малыша.

Обратите внимание, основная активность развития мелкой моторики приходится на дошкольный возраст (4–5 лет). В этом возрасте движения ребенка становятся сложнее и разнообразнее: большая роль отводится пальцам рук (в 2–3 года захват предмета осуществляется с помощью ладони).

  • Движения ребенка начинают походить на движения взрослого.
  • Ребенок учится класть предмет на место.
  • Ребенок пробует рисовать линии и круги, резать бумагу.
  • Развивается зрительно-тактильно-кинестетическая связь. Ребенок осознает себя в пространстве, учится совершать движения под контролем зрения, манипулирует предметами. Движения обеих рук и глаз становятся координированными.

Нормативы развития мелкой моторики у детей 4–5 лет

По мнению специалистов, моторика ребенка до 5 лет должна соответствовать этим 8-ми нормам. Если способности ребенка отвечают данному набору требований, значит, моторика развивается нормально, коррекция не требуется.

#1

Умеет стучать предметами друг о друга

#2

Может взять мелкий предмет (например, пуговицу) большим и указательным пальцами

#3

Зачеркивает свои рисунки

#4

Достает мелкие вещи из прозрачной тары

#5

Может построить мост из трех кубиков и башню из трех и более кубиков

#6

Рисует вертикальную линию (допустимо отклонение 30°)

#7

Может срисовывать фигуры (квадрат, круг, крестик)

#8

Пытается рисовать человечка (из 3 и более элементов)

Если развитие мелкой моторики у детей раннего возраста не соответствует большей части этих требований, самое время подумать о диагностике.

Диагностика мелкой моторики у детей раннего возраста самостоятельно

Как и в случае с любой другой болезнью или отклонением, диагностика – работа квалифицированного специалиста. Только врач поставит точный диагноз, определит степень риска и направление лечения. Однако в домашних условиях вы можете протестировать ребенка, используя игры и упражнения для развития мелкой моторики, и сделать первоначальные выводы.

  • Подражание. Поиграйте с ребенком в игру, где вы будете делать несложные движения ладонями и пальцами рук, а ребенок – повторять за вами.
  • Меняем положение рук. Обе ручки вытянуты вперед, одна сжата в кулачок, вторая – распрямлена. Задача – одновременно распрямить кулачок сжатой руки и сжать в кулачок прямую.
  • Шагаем пальчиками. Имитируем шажки указательным и средним пальцами по плоской поверхности.
  • Посчитаем до пяти. Ребенок поочередно загибает пальцы от мизинца к большому.
  • Птичкин клюв. Пальчики одной руки собираем в щепотку и «клюем» ею несколько раз раскрытую прямую ладонь другой руки. Меняем руки.
  • Раскрываем ручки. Задача – одновременно раскрыть обе руки: кулак – ребро – открытая ладонь.
  • Матрешка. Разберите матрешку и попросите ребенка ее собрать.
  • Рисуем домик. Нарисуйте простейший домик с дымоходом, дверцей и порогом. Попросите ребенка его срисовать.
  • Соединяем точки. Попросите ребенка обвести контур точечного рисунка (то есть соединить все точки). Отрывать карандаш от листа нельзя.
  • Штриховка. Задача – закрасить фигуру штрихами, не нарушая ее границ. Штрихи могут быть различными по ориентировке.

К пяти годам нормально развивающийся ребенок не справляется с 10–15% этих заданий. Если ребенку 3, он должен выполнить не менее трети. По тому, насколько ваши показатели ниже, можно судить о серьезности проблемы. Если ниже не намного, бить тревогу не следует – скорее всего, с ребенком нужно больше заниматься. Если отставание существенное – незамедлительно обратитесь к специалисту. С помощью своевременной коррекции педагога и занятий в специализированном детском саду преодолеть задержку вполне реально. Значительно хуже обстоят дела, когда время уже упущено.

Игры с игрушками и упражнения на мелкую моторику

Лучшие развивающие игрушки для развития мелкой моторики у детей с 3 лет – это всевозможные «собиралки» мелких частей в целое. Конструкторы, пазлы, мозаики и другие варианты, предполагающие многочисленные манипуляции с мелкими предметами. Кроме того, отлично подойдут любые игры, связанные с рисованием, лепкой, вырезанием аппликаций, склеиванием и свертыванием поделок из бумаги и т. п. Никуда не делись и традиционные занятия для развития моторики детей дошкольного возраста «на руках», наподобие «ладушек», и считалочки с загибанием пальчиков.

В качестве упражнения незаменим массаж, причем любой: от профессионального массажа у специалиста до родительской импровизации. Массаж можно применять ежечасно в обыкновенных бытовых действиях, например, вытирая мокрые ручки или согревая замерзшие пальчики. Находите повод! На кухне маленькому помощнику можно предложить запустить руки в крупу и нащупывать там отдельные крупинки.

Старайтесь подыскивать ребенку незамысловатые игрушки, которые просто занимают руки от скуки. Например, бусы, которые можно бесконечно перебирать, или маленький крутящийся волчок.

Хорошую службу и двойную пользу сослужат ручкам ребенка пуговицы, кнопки, молнии, бретельки, шнурки и завязки, которыми наверняка изобилует его одежда. Учите ребенка одеваться самостоятельно, от простого к сложному.

успейте
забронировать место в группе
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Поделитесь своим мнением

Не верю
В этом
что то есть!
Гениально
Подпишитесь и получите:
3 бесплатных видео урока по актерскому мастерству!
Завершите регистрацию
Спасибо!
На ваш email было отправленно
письмо для подтверждения.

Обратный звонок

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
test
Скоро с Вами свяжется менеджер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности