Как научить ребенка говорить в 2 года своими силами
Большую ошибку совершают те родители, которые пускают речевое развитие ребенка на самотек. Сама по себе речь развивается плохо и с задержками, возникает существенный риск ЗРР, способный наложить отпечаток на все последующее развитие детской психики. Речевой навык делает возможным психоэмоциональное развитие и обучение в тех темпах, которые сегодня считаются нормой. Вывод: научить ребенка говорить в 2 года необходимо, и начинать это делать следует еще до его рождения, как только малыш в утробе становится восприимчив к звукам.
Речевой центр и центр, отвечающий за мелкую моторику рук, тесно связаны между собой, поэтому развитие мелкой моторики благоприятно сказывается на становлении речи.
Двухлетний возраст – это рубеж, который желательно преодолеть, уже имея хотя бы первичные речевые навыки. В этом возрасте особую роль в развитии начинает играть общение со сверстниками, для которого детского лепета и звукоподражания уже мало. Однако если ребенок молчит, это еще не повод для паники, т. к. развитие детей неодинаково и имеет свои особенности в каждом частном случае.
Как развивается речь до двухлетнего возраста
Главную роль в речевом развитии ребенка до 2 лет играет слух, поэтому чем чаще родители разговаривают с малышом, тем раньше он произнесет свое первое слово. Условно от 0 до 3 лет речь развивается в 4 этапа, каждый из которых требует особого подхода к занятиям.
- От рождения до полугода.
- От 6 до 12 месяцев.
- От 12 до 18 месяцев.
- От 1,5 до 3 лет.
От рождения до полугода
После рождения происходит постепенное обострение всех чувств малыша, первые несколько месяцев он активно учится ими пользоваться. В частности, это касается слуха: ребенок вслушивается в звуки, реагирует на них, узнает голоса родителей. Примерно с третьего месяца начинаются попытки копировать все слышимые звуки, появляется «агуканье» и более сложный детский лепет. К полугоду малыш уже понимает некоторые слова.
От полугода до года
На седьмом месяце развивается умение запоминать и воспроизводить звуки. В этот период эффективно повторение слов и простых фраз. Малыш учится определять источник звука, может запоминать музыку, а количество известных ему слов увеличивается до нескольких десятков.
От года до 1,5 лет
После года подражания словам превращаются в первые подобия слов, то есть в упрощенные формы. Слова-заменители – это своего рода переходная стадия между лепетом и полноценной речью. Родителям следует не сюсюкать и умиляться, а развивать успех ребенка, проговаривая с ним правильные формы слов. Лучший способ это делать – игровой, особенно, если игра будет совмещена с упражнением на мелкую моторику рук вроде загибания пальчиков. Однако, даже если малыш хорошо общается на своем «детском» языке, слишком обольщаться не стоит – быстро научить маленького ребенка разговаривать правильно и красиво удается нечасто.
От 1,5 до 3 лет
В этот период общий словарный запас малыша может достигать 200 слов, но речевой аппарат еще не окреп, поэтому произношение нуждается в корректировке. Неправильная детская речь умиляет родителей и окружающих, выглядит милой и совсем не производит впечатления проблемы, требующей быстрого решения. Многие родители упускают время, в результате чего детское произношение надолго остается неточным, картавым, с проглатыванием окончаний и другими проблемами.
Гармоничное формирование речи своими силами
Любое развитие, в том числе развитие детского голоса, происходит под влиянием необходимости. Ни один ребенок в мире еще не начал говорить, потому что ему «пора». Единственная причина, по которой детский лепет принимает очертания конкретных слов и фраз, – это необходимость общения и обмена информацией с родителями. Таким образом, чтобы научить двухлетнего ребенка говорить, нужно создать «спрос» на речь, то есть постоянно мотивировать малыша что-то сказать, «агукать» или лепетать.
Не обязательно все время требовать сказать «ма-ма», важно, чтобы малыш пользовался голосом и речевым аппаратом и старался произнести то, что слышит.