Деловое общение в рабочей группе: как влиться в новый коллектив и не ударить лицом в грязь
Правила корпоративного общения и поведения внутри компании – это не пустая формальность, как может показаться на первый взгляд. Такие правила выполняют функцию регулятора психологической атмосферы и производительности в коллективе, обеспечивают должный уровень субординации и препятствуют возникновению трений и конфликтов в профессиональной среде. Неслучайно введение внутренних правил и деловое общение в рабочей группе стало такой же нормой для крупных компаний, как введение правил общения с клиентами. В основе тенденции лежит понимание того, что довольным деятельностью компании должен быть не только клиент, но и ее рядовой сотрудник.
«Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самим собою.»Жан Лабрюйер
В каждой фирме к составлению внутреннего трудового этикета подходят индивидуально, и далеко не везде этот этикет является гласным, то есть прописанным на бумаге. В небольших фирмах правила делового общения в коллективе существуют на уровне «принято – не принято», поэтому при устройстве на работу постарайтесь найти человека, которого можно расспросить о порядках в товариществе. Как правило, чем крупнее организация, тем отчетливее правила поведения на работе, тем больше внимания им уделяют. В первую очередь этикетом регулируется следующее:
- пунктуальность – касается не только опозданий на работу, но и всего рабочего тайминга, а также соблюдения сроков подготовки/сдачи проектов и т. п.;
- субординация – иерархия сотрудников, их полномочия, рамки ответственности, а также дистанция в отношениях «начальник – подчиненный» должны быть четко оговорены;
- дресс-код – требования к одежде в двух разных организациях могут быть диаметральными: где-то строго придерживаются единого делового стиля одежды, а где-то главный приоритет – удобство сотрудника, и дресс-код отсутствует как явление;
- порядки проведения мероприятий – каждое событие внутри компании происходит по своим, иногда неписанным правилам: как выдаются зарплаты, как проводятся презентации, как сотрудники совместно скидываются на подарок коллеге-имениннику и многое другое;
- нормы взаимодействия между сотрудниками – даже простые процедуры, например, получить разрешение уйти с рабочего места на 10 минут, в разных местах делаются по-разному: от устной просьбы до заявления в письменной форме.
Будьте вежливы и корректны
Вне зависимости от того, какие основные принципы делового общения в коллективе применяются, элементарная вежливость всегда будет вашим сильным качеством и поможет предупредить многие ошибки на новом рабочем месте. Возьмите за правило обращаться к коллегам на «вы», всегда здороваться первым, чаще улыбаться и не стесняться спрашивать разрешения. Если боитесь, что вежливость примут за подхалимство, учитесь не выходить за грань. В этом помогут курсы личной эффективности, актерские курсы или тренинги делового общения.
«Вежливость – это искусственно созданное хорошее настроение.»Томас Джефферсон
Старайтесь не выделяться среди коллег
Речь не идет о том, чтобы задавить свои карьерные амбиции, перестать проявлять инициативу и ничего не делать для будущего повышения. В этом плане выделяться можно и нужно, но строго деловыми и личностными качествами, активностью, профессионализмом. Что же касается внешнего вида, манеры поведения и, возможно, ряда рабочих привычек, здесь предпочтителен умеренный конформизм. Иными словами, работайте так, чтобы вас заметили все, но костюм выбирайте в тон окружающим. Так вы спровоцируете в свой адрес меньше негатива и вызовете у коллег больше уважения, никто не любит выскочек на ровном месте.
Относитесь ко всем одинаково
Одинаково – не значит не делать разницы между начальником и подчиненным или не соблюдать субординацию, но значит – не мешать личные отношения с деловыми. Ничто так не портит атмосферу в рабочей группе, как «кучкование»: Катя дружит с Леной против Маши, Вася дружит с Петей против Димы. Такой детский сад, к сожалению, совсем не редкость во взрослой жизни. Если вы пришли в коллектив, где это явление уже процветает, займите твердую нейтральную позицию, избегайте попыток затянуть вас в какой-то конкретный «кружок» или намеренно с кем-то поссорить. Дружите с неформальными лидерами, если их несколько, но избегайте покровительства. Вы пришли работать, а не плести интриги.