Что такое риторика
Принято считать, что риторика — это наука о красноречии, особенностях ораторского искусства и истории его происхождения. То есть это целая научная дисциплина, которая подробно изучает все, что связано с публичными выступлениями, подготовкой к ним и словесным, невербальным и психологическим приемам, которые используются в речи. Риторика, как наука, зародилась еще в Древней Греции. Очень долго она воспринималась только в своем первоначальном значении — умение искусно изъясняться, не теряя мысли, высказывать свое мнение на публику. За свой долгий путь сквозь столетия риторика пришла к своему современному состоянию и приобрела особый статус полноценной науки, а не практического придатка к политической и духовной деятельности.
История развития риторики
Риторика началась там, где впервые появилась демократия, в Афинах. В конце V века до н.э. древние греки активно использовали риторику, красноречие и дар убеждения словом во время своих выступлений перед выборами на государственные должности. В истории современного риторического направления науки было много различных периодов, которые склоняли ее то к одному, то к другому принципу:
- Аристотель его последователи настаивали на логичности изложения материала, получению реального результата после произнесения речи (одобрение, интерес, сострадание) и нативное принуждение к определенным действиям;
- Исократ старался сместить перевес риторики в сторону образности, иносказательности, пышности и красоты речи. Да, результат тоже был важен, но не являлся единственным критерием, определявшим уровень владения устным словом.
Эти две мысли так и боролись внутри одной науки, перевешивая одна другую в зависимости от социальной или политической ситуации в мире. Но вторая, литературная риторика, была немного более востребованной, чем логическая, вплоть до второй половины XX века. Именно в этот период зарождается наука неориторика, главным стержнем которой стала теория аргументации и убедительность. Классиками риторики по праву считаются французские философы Вольтер, Дидро, Мирабо, Робеспьер. А самые выдающиеся ораторы с речами, вошедшими в историю, были из разных стран, школ и направлений риторики:
- Авраам Линкольн на открытии Геттисбергского кладбища в 1863 году в самый разгар гражданской войны. Пожалуй, самая короткая, но и самая убедительная, честная и значимая речь за всю историю человечества.
- Махатма Ганди в 1917 году на открытии Первой политической конференции в индийском штате Гуджарати. Великий политик выступил за освобождение Индии из-под власти Великобритании, децентрализации власти и установление особой системы самоуправления в своей независимой стране.
- Уинстон Черчилль в 1946 году. Антисоветская речь, положившая негласное начало холодной войне и впервые явившая миру словосочетание “железный занавес”.
- Мартин Лютер Кинг в 1963 году. Речь как символ надежды, энтузиазма и веры в лучшее в будущее и перемены. Прописной истиной и главным смыслом всей речи стала крылатая фраза оратора: “I have a dream…” (“У меня есть мечта…”)
- Мать Тереза на церемонии вручения Нобелевской премии в 1979 году, когда она произнесла фразу, ставшую крылатой: “Страшна не ненависть, а равнодушие”.
Каждая речь пронизана патриотизмом, желанием донести до слушателей важные постулаты и смыслы конкретного периода времени.
Виды риторики
Благодаря уравновешиванию литературного и логического в риторике, стали появляться ее новые виды, каждый из которых используется в той или иной ситуации. Они направлены на разные цели и результаты, а значит и приемы, которые используются в риторике, для каждого вида будут свои. В глобальном смысле риторическая наука делится на две большие группы: частная и общая. Первая занимается изучением деталей: законы, правила, приемы и профессиональные нюансы различных речей. Вторая дает общую картинку: теорию, историю, практику публичных выступлений, помогает подобрать и понять стратегии выступления, уместность использования тех или иных аргументов, основы речевого поведения. В зависимости от ситуации, риторика делится на шесть больших видов:
- Политическая. Охватывает публичные выступления лидеров и деятелей государств как во внутренней, так и во внешней политике.
- Судебная. Риторика, используемая в судах в речах защитников и обвинителей. Развиваться начала в те времена, когда суды стали публичными, на заседания пускали не только слушателей, но и СМИ для освещения резонансных дел.
- Военная. Искусство убеждать, вести за собой и ради определенной светлой цели, вызывать доверие и сплачивать людей в борьбе против единого врага — основные задачи военной риторики.
- Педагогическая. Сюда относится все, что имеет образовательную подоплеку: лекци, чтения и даже обычные уроки в школе. Проявляется не столько в красноречии, сколько в интересной подаче предмета, предоставлении интересных фактов и возможностей практического использования полученных знаний.
- Деловая или коммерческая. Узкоспециальная риторика, направленная на оттачивание эффективности речи в профессиональных кругах. Чаще всего предметами изучения этого научного направления являются навыки: самопрезентации, создания имиджа, знание и соблюдение основ профессиональной и бизнес этики.
- Цифровая. Воздействие и влияние на людей при помощи радио, телевидения, печатных и социальных СМИ. Иногда этот вид риторики можно сравнить с началом деятельности философов-софистов в античности, которые в своих речах использовали жесткие нескрываемые манипуляции и рассуждения от противного.
Конечно, видов риторики гораздо больше, поскольку и сценариев ее использования в разных жизненных ситуаций может быть очень много. Мы разобрали наиболее часто встречающиеся, в которых наука достигла своего пика, продолжая при этом развиваться и находить новые пути убеждения и донесения слова до аудиторий слушателей. Также в современной риторике выделяются три основных направления: теоретическое, прикладное и тематическое. Первое, как понятно из названия, сосредоточено на правилах, структуре и аргументах речи. Второе полностью адаптировано под практическое применение полученных знаний. Тематическое изучает и систематизирует выступления и речи, объединенные одной тематикой.
Предмет риторики
Правильные слова, собранные в красноречивые предложения — это всего лишь бездушный текст. И от того, кто и как прочтет его, преподнесет слушателям, напрямую зависит результат речи и правильное ее восприятие аудиторией. Так, например, у Аристотеля было припасено три волшебных способа, которые помогают быть убедительнее:
- логос — каждый аргумент подтвержден фактами и логикой, речь строится на четкой последовательности данных от самых общих и абстрактных, до максимально точных, однозначных;
- этос — все внимание сводится к общим моральным ценностям или к воззванию к этике конкретной целевой аудитории, часто используется в узких профессиональных кругах, когда спикер является авторитетом в той или иной области знаний;
- пафос — искусство управлять эмоциями, чувствами и страстями публики, способ часто используется в рекламных кампаниях, побуждающих к импульсивным покупкам за счет игры на определенной эмоции покупателей.
Кроме трех основных составляющих любого публичного выступления, в риторике выделяется и четкая его структура, позволяющая излагать мысли максимально последовательно. Так, практически все речи делятся на три глобальных части: вступление, основная часть и заключение.