Как воспитать в ребенке уверенность в себе – советы психологов и актеров
Доказано, что уверенность в себе становится свойством личности ребенка только в результате правильного и полноценного воспитания. Даже темперамент меланхолика еще не делает из малыша человека с комплексом неудачника, а родители, недоумевающие «в кого же он у нас такой родился», просто перекладывают свою ответственность на природу. Поэтому детские психологи рекомендуют задаваться вопросом развития здоровой детской самооценки и стараться воспитать в ребенке уверенность в себе до того, как в этом возникнет острая необходимость.
Что вообще такое самооценка? Это умение сопоставлять желания с возможностями. Адекватная самооценка остановит человека там, где он берется за невыполнимую задачу, и не станет мешать, если задача посильная. При заниженной самооценке посильные задачи кажутся невыполнимыми, при завышенной – наоборот. Самооценка не статична, поднять ее могут достижения, а понизить – неудачи. Это хорошо продуманный механизм выживания, помогающий человеку подстраиваться под окружающие реалии.
Уверенность в себе почему-то считают качеством характера, но на самом деле это нормальное состояние психики для здорового человека, который ничем не хуже окружающих.
Казалось бы, если все так чудесно саморегулируется, то при чем здесь родители и как они могут «зафиксировать» самооценку ребенка на низком уровне? Дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок еще не способен себя оценивать. По аналогии с умением ходить: сначала малыш передвигается только на руках у мамы, потом делает первые шаги, опираясь на мамину руку, и только после всего этого начинает ходить сам. То же самое можно наблюдать в развитии уверенности в себе:
- Ребенок думает о себе так, как о нем думают родители.
- Ребенок делает свои выводы, но оглядывается на соответствие с родительским мнением.
- Ребенок оценивает себя сам.
Психологические установки, сформированные в период непререкаемого авторитета взрослых, сохраняются у человека на всю жизнь.
Ругайте и хвалите только за поступки
Есть четкая разница между «ты плохой» и «ты поступил плохо»: первое касается личности, второе – только поступка. Поступок можно исправить, человека исправить нельзя, поэтому, ругая ребенка за его качества, вы рискуете научить его считать себя хуже других по умолчанию. Точно так же работают сравнения с другими детьми, старайтесь избегать их. Если нужен пример, приводите в пример себя. Если хочется похвалить соседского мальчика, сделайте это так, чтобы ваш ребенок не видел и не слышал. Соседям приятно, своему не обидно.
Хвалить следует исходя из этого же принципа. Все, к чему ребенок не прилагал усилий, похвале не подлежит. В крайнем случае, хвалите осторожно и дозировано. Ребенок должен понимать, что похвала – это награда за правильные поступки, а не норма жизни.
Позволяйте проявлять инициативу
Инициатива – это и есть первые шаги в умении правильно оценивать свои силы. Родителям свойственно пытаться оградить своих малышей от трудностей и неудач, пытаться все делать за них, пресекать инициативу, которая явно ни к чему не приведет. У таких родителей дети не ошибаются, не расстраиваются, не устают, не набивают шишек и не получают никакого опыта соответственно. Хуже всего, когда отстранение ребенка от дела сопровождается репликами в духе «ты не сможешь», «ты не умеешь», «ты уронишь», «ты сломаешь» и т. д. Это своего рода внушения, которыми вы даете ему четкую характеристику, которую он принимает.
Разрешайте детям получать собственный опыт, даже если он будет не самым приятным. Разбирайте неудачи, объясняйте, что малыш делает не так, помогайте находить решение задачи, а не решайте за него.
Поощряйте общение и активные игры
Игры со сверстниками – это не праздное времяпрепровождение, как думают некоторые родители. Во время игры ребенок активно учится и нарабатывает важные коммуникативные навыки. Игры младших школьников носят социально ориентированный характер, то есть подражают модели общества взрослых. Детские кампании также представляют собой социум в миниатюре. Общаясь, ребенок учится ориентироваться в этом социуме, а играя, примеряет на себя взрослые роли.