Как воспитать в ребенке уверенность в себе – советы психологов и актеров

Доказано, что уверенность в себе становится свойством личности ребенка только в результате правильного и полноценного воспитания. Даже темперамент меланхолика еще не делает из малыша человека с комплексом неудачника, а родители, недоумевающие «в кого же он у нас такой родился», просто перекладывают свою ответственность на природу. Поэтому детские психологи рекомендуют задаваться вопросом развития здоровой детской самооценки и стараться воспитать в ребенке уверенность в себе до того, как в этом возникнет острая необходимость.

Что вообще такое самооценка? Это умение сопоставлять желания с возможностями. Адекватная самооценка остановит человека там, где он берется за невыполнимую задачу, и не станет мешать, если задача посильная. При заниженной самооценке посильные задачи кажутся невыполнимыми, при завышенной – наоборот. Самооценка не статична, поднять ее могут достижения, а понизить – неудачи. Это хорошо продуманный механизм выживания, помогающий человеку подстраиваться под окружающие реалии.

Уверенность в себе почему-то считают качеством характера, но на самом деле это нормальное состояние психики для здорового человека, который ничем не хуже окружающих.

Казалось бы, если все так чудесно саморегулируется, то при чем здесь родители и как они могут «зафиксировать» самооценку ребенка на низком уровне? Дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок еще не способен себя оценивать. По аналогии с умением ходить: сначала малыш передвигается только на руках у мамы, потом делает первые шаги, опираясь на мамину руку, и только после всего этого начинает ходить сам. То же самое можно наблюдать в развитии уверенности в себе:

  1. Ребенок думает о себе так, как о нем думают родители.
  2. Ребенок делает свои выводы, но оглядывается на соответствие с родительским мнением.
  3. Ребенок оценивает себя сам.

Психологические установки, сформированные в период непререкаемого авторитета взрослых, сохраняются у человека на всю жизнь.

Ругайте и хвалите только за поступки

Есть четкая разница между «ты плохой» и «ты поступил плохо»: первое касается личности, второе – только поступка. Поступок можно исправить, человека исправить нельзя, поэтому, ругая ребенка за его качества, вы рискуете научить его считать себя хуже других по умолчанию. Точно так же работают сравнения с другими детьми, старайтесь избегать их. Если нужен пример, приводите в пример себя. Если хочется похвалить соседского мальчика, сделайте это так, чтобы ваш ребенок не видел и не слышал. Соседям приятно, своему не обидно.

Хвалить следует исходя из этого же принципа. Все, к чему ребенок не прилагал усилий, похвале не подлежит. В крайнем случае, хвалите осторожно и дозировано. Ребенок должен понимать, что похвала – это награда за правильные поступки, а не норма жизни.

Позволяйте проявлять инициативу

Инициатива – это и есть первые шаги в умении правильно оценивать свои силы. Родителям свойственно пытаться оградить своих малышей от трудностей и неудач, пытаться все делать за них, пресекать инициативу, которая явно ни к чему не приведет. У таких родителей дети не ошибаются, не расстраиваются, не устают, не набивают шишек и не получают никакого опыта соответственно. Хуже всего, когда отстранение ребенка от дела сопровождается репликами в духе «ты не сможешь», «ты не умеешь», «ты уронишь», «ты сломаешь» и т. д. Это своего рода внушения, которыми вы даете ему четкую характеристику, которую он принимает.

Разрешайте детям получать собственный опыт, даже если он будет не самым приятным. Разбирайте неудачи, объясняйте, что малыш делает не так, помогайте находить решение задачи, а не решайте за него.

Поощряйте общение и активные игры

Игры со сверстниками – это не праздное времяпрепровождение, как думают некоторые родители. Во время игры ребенок активно учится и нарабатывает важные коммуникативные навыки. Игры младших школьников носят социально ориентированный характер, то есть подражают модели общества взрослых. Детские кампании также представляют собой социум в миниатюре. Общаясь, ребенок учится ориентироваться в этом социуме, а играя, примеряет на себя взрослые роли.

Если лишить ребенка общения в раннем возрасте, общество может стать для него непривычной средой. Это чревато целым букетом психологических проблем, в частности социопатией. Поэтому не переживайте, если ваш малыш все свободное время проводит с друзьями, это значит, что он гармонично и активно развивается.

Для игр и общения можно создавать поводы самостоятельно. Придумайте своему непоседе интересное детское хобби, привлеките его друзей. Универсальный вариант хобби – самодеятельный театральный кружок для детей.

Общайтесь с ребенком как с равным

Ощущать себя взрослым – значит чувствовать, что с тобой считаются, твоим мнением интересуются, делятся ответственностью. Такое отношение вызывает встречный импульс – желание соответствовать ожиданиям, оправдывать доверие. Иными словами, ребенок взрослеет тем раньше, чем скорее вы признаете его взросление. Это также помогает развить в ребенке уверенность в себе. Психологи рекомендуют:

  • обсуждать с малышом сложные вопросы или разрешать ему участвовать в обсуждениях;
  • всегда интересоваться его мнением;
  • делиться ответственностью, пусть небольшой, но ощутимой для ребенка.

Остерегайтесь игромании

Полностью исключить игры и интернет из жизни малыша не удастся, зато вполне можно контролировать время, проведенное за гаджетами. Почему это так необходимо? Игры – простой способ получить привилегии, ради которых в реальной жизни приходится много работать над собой. Например:

  • уважение и признание других детей;
  • чувство собственной значимости;
  • удовлетворение от побед.

Ребенок, которому не удается стать лидером в классе, может стать им в игре. Малыш, которому трудно завести друзей, заводит их в игре. Постепенно игры вытесняют реальную жизнь из эмоционального поля ребенка до такой степени, что «реал» превращается в необходимую процедуру, а игра – в настоящую жизнь. Точно так же развивается зависимость от социальных сетей: человек легко сбегает от действительности, т. к. в интернете он может быть тем, кем хочет быть. Виртуальный мир вселяет уверенность, которой не хватает в офлайне.

Развивайте конкурентоспособность

Ответьте на вопрос, где и в чем ваш ребенок может почувствовать себя неуверенно в ближайшие годы его развития? Список ответов – это и есть перечень вероятных проблем, которые можно предупредить заранее. Например, неуверенность может возникнуть:

  1. В общении с девочками/мальчиками.
  2. В конфликте с другими детьми.
  3. Из-за трудностей в учебе.
  4. Из-за недостатков внешности или речи.

Список довольно тривиальный, из поколения в поколение проблемы детей не меняются, их легко предсказать. Что вы можете сделать? Существуют кружки и секции для детей по всем мыслимым направлениям. Нашему примерному списку соответствуют курсы общения, спортивная секция, факультативные занятия и детский психолог. Чтобы не перегружать малыша, возьмите часть занятий на себя, например, папа может выступить в роли спортивного тренера.

Стимулируйте творческую активность

Как мы уже говорили, самооценка не статична, она зависит от баланса успехов и неудач. Творчество – это альтернативное пространство для самореализации. Успехи в творчестве так же сказываются на самооценке, как и реальные достижения. Чтобы привить ребенку уверенность в себе, подойдет любой вид творческой деятельности: от рисования, до детской пантомимы, которой обучают в театральной студии для детей.

Заставляйте доводить начатое до конца

Дети бросают дело на полпути по двум причинам: из-за смены объекта интереса и когда сталкиваются с трудностями. Частая смена объекта интереса входит в привычку, характер ребенка приобретает такие черты как непостоянство и безответственность. Неумение преодолевать трудности ведет к неуверенности в себе, т. к. у малыша накапливается негативный опыт невыполненных задач, в которых окружающие, как правило, обвиняют его. Отсюда чувство неполноценности, нежелание связываться с очередной задачей, чтобы не бросить и не вызвать неодобрение.

Учите правильно относиться к трудностям

Здесь потребуется личный пример, поскольку ребенку можно говорить все что угодно, но он все равно будет повторять за мамой и папой. Проследите за собственной реакцией на неожиданные трудности: ни в коем случае нельзя жаловаться, срываться, показывать замешательство. Трудности должны вызывать спортивный интерес по их преодолению, это повод проверить себя, добавить еще одну победу в свой послужной список. Родители должны относиться к трудностям с энтузиазмом, как бы тяжело это ни было. Тогда и дети вырастут целеустремленными и сильными людьми.

Окружайте малыша наглядными примерами

Начиная с выбора сказок на ночь и заканчивая выбором круга общения, следует формировать информационное поле ребенка таким образом, чтобы не только повысить самооценку, но и привить ему правильные ценности. Делать это на примерах проще всего, т. к. наглядное лучше запоминается и имеет приоритет. Это значит, когда сказанное расходится с увиденным, ребенок будет верить увиденному. Сказанное можно заучить и пересказать, как школьный урок, но на подсознательном уровне слова усваиваются плохо. Исключением может быть работа воображения, когда ребенок примеряет на себя ситуацию любимого сказочного персонажа. Но и здесь желательно дать воображению не только слова, но и реальный опыт, например, роль в самодеятельном детском спектакле.

овладей
актерскими навыками
всего за 5 недель!
Старт 21 июне ПЕРЕЙТИ

Поделитесь
своим мнением:

Гениально
В этом
что то есть!
Не верю

Популярные статьи:

Актерское мастерство
Запишись на пробный урок
по актерскому мастерству
Завершите регистрацию
Спасибо!
На ваш email было отправленно
письмо для подтверждения.
Обратный звонок
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
test
Скоро с Вами свяжется менеджер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности