Словесные игры – средство для обучения, развлечения и снятия стресса
Словесными называются игры, в которых основным видом взаимодействия между игроками является речь. Этот способ скоротать время стал популярным и массовым благодаря своей универсальности. Словесные игры для детей и взрослых выручают во время длительных скучных поездок, ими можно разнообразить праздник малышей или вечеринку, а также разбавить милую болтовню двух влюбленных. Иметь несколько игр такого типа в своей копилке будет полезно:
- родителям одного или нескольких маленьких непосед;
- организатору любого мероприятия для небольшой и средней компании;
- молодому человеку, который готовится к ответственному первому свиданию;
- логопеду, педагогу по сценической речи, руководителю актерского кружка, учителю начальных классов.
Регулярные занятия словесными играми можно применять для развития речи, памяти, внимательности, скорости реакции, кругозора. В век высоких технологий для этого даже не нужен партнер, играть можно с любым андроид-девайсом, если на него установлен голосовой ассистент, поддерживающий функцию. Например, Яндекс.Алиса охотно играет с пользователем в «Города» или в «Верю – не верю».
Для детей
Дети всех возрастов любят словесные игры, исключение составляют разве что крохи, которые еще не научились говорить. Но и с ними в такие игры можно играть при условии, что «агуканье» и другие звукоподражания проходят по правилам, как полноценные ответы. Обычно в таких случаях игра сводится к простому повторению окружающих звуков, как лает собачка, как мяукает котенок, как «бибикает» машинка и т. д.
Почему важно делать это каждый день:
- Речевая активность. Дети, которые еще не говорят, будут пытаться повторять слова за родителями, игра же выступит в роли стимула. Дети постарше, которые занимаются в подготовительной группе по развитию речи, будут ее совершенствовать, узнавать новые слова, закреплять недавно выученные, оттачивать произношение.
- Эрудиция, логика, ассоциативное мышление. К словесным играм относятся всеми любимые загадки, сочетающие в себе удовольствие и пользу, способные в раннем возрасте привить малышам страсть к познанию нового.
- Коммуникация. Навыки общения и поведения в социуме дети отрабатывают именно в играх, т. к. это ведущий тип деятельности для дошкольников и младших школьников. Если ребенку (одному или нескольким) трудно акклиматизироваться в коллективе, просто сыграйте со всеми в одну общую игру, тогда малыши забудут стеснение и моментально найдут общий язык.
«Лишнее слово»
Ребенку предлагается 3-5 слов, из которых нужно выбрать одно единственное слово, которое никак не связано с остальными. Например, карандаш, тетрадь, пенал, корова. Первые 3 слова можно объединить в категорию «школьные принадлежности», последнее же к этой категории не относится и является лишним. С упражнением в самом простом варианте справится даже средняя группа детского сада, но усложняя его от раза к разу, можно помочь крохе не только выучить новые слова, но и научиться в полной мере понимать их суть.
«Я пошел на чердак»
Игра на развитие памяти и воображения, в которую можно играть в старшей группе. Первый игрок говорит «я пошел на чердак и нашел…», найденный предмет придумывается без каких-либо правил и законов, при этом чем сложнее и заковыристее, тем лучше. Например, «я пошел на чердак и нашел старую зеленую каракатицу!». Следующий игрок делает то же самое, но свою находку прибавляет к находке предыдущего, вот так: «я пошел на чердак и нашел старую зеленую каракатицу и фиолетовый космический сапог!». Третий игрок добавляет свою находку, четвертый – свою и т. д. Когда игроки заканчиваются, список находок не обнуляется, последнего игрока сменяет первый, и круг продолжается. Игра заканчивается, когда кто-то из игроков собьется.
ВАЖНО! Чем сложнее и фееричнее «находки», тем веселее игра, тем больше дети задействуют фантазию и воображение.
«Жили-были»
Если ваш малыш в старшей группе, то рекомендуем подбирать для него более сложные речевые игры, предполагающие составление сложных предложений, работу фантазии и творческое мышление. Одна из таких игр называется «Жили-были», она научит ребенка сочинять собственные сказки.
Ведущий (взрослый), начиная со слов «жили-были» задает направление сюжета в нескольких предложениях, задача ребенка – их продолжить. Если детей несколько, то каждый по очереди добавляет свои несколько предложений к сказке. Задача взрослого – вести и корректировать сюжет, чтобы сказка получалась увлекательной, динамичной и веселой, а также усложнять задачу, подкидывая сложные элементы.
Для взрослых
Взрослые могут использовать речевые игры по-разному: это и способ убить время, и неплохая тренировка, чтобы держать в тонусе речь, навыки коммуникации и импровизации. И если с досугом все предельно ясно, то об использовании игр для саморазвития знают немногие. Специалистов, которым часто приходится сталкиваться с речевыми играми во время подготовки, можно пересчитать по пальцам:
- актеры, ораторы и чтецы;
- дикторы, телеведущие, радиоведущие, блогеры;
- дипломаты, переговорщики.
Обратите внимание, что для всех перечисленных профессий и родов деятельности обязательным профессиональным навыком является не только умение красиво говорить, но и находчивость, способность не теряться в сложных ситуациях.
Человеку, не преследующему цель сделать карьеру артиста или медийного лица, игры могут помочь сделать следующее:
- Убрать слова-паразиты и междометия из речи.
- Научиться строить предложения быстро и правильно.
- Научиться структурировать речь и максимально емко излагать мысль.
- Научиться быстро находить ответ на любой вопрос и легко поддерживать разговор с любым собеседником.
Эти навыки пригодятся на работе, в личной жизни, в быту, да и везде, где требуется разговаривать. Кроме того, уверенная речь – это атрибут уверенного человека, поэтому трудности с комплексами также можно полностью или частично устранить с помощью речевых упражнений.
«Труляля»
Простая игра на внимание и память, в которой игроки ведут счет от одного до бесконечности или до любого условленного числа, например, до ста. Во время счета числа называются игроками по очереди и очень быстро. Суть игры в том, что все числа, которые делятся без остатка на определенную цифру, например, на 9, должны быть заменены словом «труляля». Семь, восемь, труляля, десять, одиннадцать и т. д. Вылетает тот, кто сбивается или ошибается, выигрывает последний оставшийся в игре.
Игра тренирует способность параллельно обрабатывать и последовательно применять различную информацию, а также развивает кратковременную память.
Ассоциации
Вариантов игры в ассоциации может быть бесконечное множество, все они тренируют ассоциативное мышление, благодаря которому можно создать разговор из ничего и говорить бесконечно. Этот вариант игры более сложный, подходит как для двоих, так и для компаний, позволяет провести время весело.
Команда игроков (или один игрок, если играют двое) загадывает человека из команды или из определенного круга общих знакомых. Ведущий должен отгадать, кого загадала команда, задавая наводящие вопросы-ассоциации. Примеры вопросов:
- Если бы человек был стихией, он был бы огнем или водой?
- Если бы человек был животным, он был бы кошкой, медведем или коровой?
- Если бы человек был растением, он был бы баклажаном, крапивой или ромашкой?
На первый взгляд вопросы кажутся бессмыслицей, потому что ассоциативное мышление пока еще не ваша сильная сторона. Уже после нескольких минут практики вы научитесь подмечать сходство между характерами людей и предметов и использовать их в игре.
«П»
Игра «шарадного» типа для нескольких игроков. Ведущий получает слово от любого игрока, его задача – объяснить остальным, что это за слово, пользуясь исключительно словами на букву «П». Например, слово «автомобиль» можно объяснить так: припарковал, помыл, поехал. Можно давать игрокам подсказки, если все слова в них тоже на «П»: почти правильно, подождите, подумайте, плохо, полный провал и т. д.
Для двоих
Словесные игры для двоих – это почти всегда игры для свиданий, цель которых двояка. С одной стороны, играми можно заполнить время, если не клеится разговор, с другой – раскрепоститься и сблизиться. Почему игра раскрепощает? Потому что у нее простые и понятные рамки, внутри которых существовать несоизмеримо проще, чем вне их, то есть в мире, где условностей больше и не все они очевидны. Говоря проще, включаясь в игру, вы перестаете думать о том, что вам сейчас говорить, потому что это определено игрой, вы не беспокоитесь о своем поведении, потому что оно в данный момент игровое. Таким образом, отбросив характерные для первого свидания тревоги, вы лучше раскрываетесь как личность и как собеседник.
С помощью игры можно:
- флиртовать;
- делать комплименты;
- шутить;
- задавать деликатные вопросы.
Любая пара сталкивалась с моментом, когда обоих интересует один и тот же вопрос, но никто не решается прямо его озвучить. Это всегда можно сделать через игру.
«К сожалению и к счастью»
Эта игра напоминает детскую «Жили-были», она тоже строится на сочинении сюжета или диалога, но есть и свои особенности. Пара делится на «пессимиста», который начинает свою фразу со слов «к сожалению», и «оптимиста», чья фраза начинается словами «к счастью».
— К сожалению, на улице идет дождь.
— К счастью, у нас есть зонтик.
— К сожалению, зонтик только один.