Певческое дыхание – типы и способы развития

Дата добавления: 01.05.2019 Дата обновления: 08.08.2021

Певческое дыхание – типы и способы развития

Каждому любителю пения, чьи вокальные практики никогда не поднимались выше уровня караоке, хотя бы раз в жизни приходилось чувствовать полную беспомощность своего голоса перед голосом профессионального вокалиста. И, вроде бы, нет ничего странного в том, что любитель уступает профессионалу, но для многих этот факт становится неожиданным и сильным ударом, от чего бывает грустно. Голос певца-профессионала громче, сильнее, шире по диапазону. Даже при одинаково хорошем слухе любитель выглядит жалкой пародией на вокал в 9 случаях из 10. Мало кто знает, что главная причина столь существенной разницы – правильно поставленное певческое дыхание.

Дыхание певца – это инструмент, позволяющий сделать поток выдыхаемого воздуха основой звука. Вокалист добивается громкости и объема звучания за счет воздушного потока, а не напряжения связок, как это делают дилетанты.

Обычное «разговорное» дыхание приводит к изначально неверному извлечению звука. Дилетант добивается громкости напряжением связок, что приводит к трем негативным последствиям:

  1. «Плоский» голос, недостаток объема и силы.
  2. Быстрая утомляемость.
  3. Высокий риск сорвать голос или получить еще более серьезную травму.

Техника певческого дыхания решает все три проблемы сразу. Т. к. связки уже не источник громкости, им достаточно подавать звук, что само по себе не требует больших усилий, а значит, не от чего уставать и срывать голос. Дыхание в роли проводника усиливает голос, делает его объемнее независимо от напряжения в горле. Чтобы поставить дыхание для вокала, рекомендуется брать уроки у профессионального педагога, который будет следить за процессом и поможет избежать распространенных ошибок.

При желании, заниматься самостоятельно тоже можно, но на свой страх и риск. Т. к. без специалиста оценивать нагрузки и их последствия затруднительно, рекомендуем дозировать упражнения, хорошо отдыхать между занятиями, отказаться от вредных привычек, меньше пить холодные и горячие напитки. Заниматься желательно как минимум через полчаса после еды. Если связки сильно устают, прекратите занятие. Следующее же посвятите отработке фаз дыхания и положения горла. Обязательно распевайтесь и разогревайте лицевые мышцы.

Как правильно дышать при пении

В пении никогда не применяется какой-либо отдельный тип дыхания в изолированном виде, чаще встречается смешанный или комбинированный вариант. Это значит, что эталонный вокалист должен уметь дышать так, как ему нужно здесь и сейчас, обладать свободой дыхания так же, как танцор обладает свободой движения. Важное отличие певческого дыхания от речевого в длине выдоха: вокалисту необходим мощный поток воздуха, а это налагает определенные требования и на качество вдоха.

  1. Вдох должен быть быстрым, емким и бесшумным. Шумный вдох портит исполнение, медленный – тратит время, слабый – не обеспечивает достаточный объем воздуха.
  2. После вдоха следует короткая задержка дыхания.
  3. Выдох должен быть сильным, долгим, горло при этом максимально открыто, гортань опущена. Важно уметь растягивать запасы воздуха и не терять силы выдоха при этом.

Свобода дыхания в данном случае не означает произвола, это тот тип свободы, который достигается упорными наработками.

Как правильно дышать при пении

Типы певческого дыхания

Основных типов дыхания в вокале три: грудное, смешанное и диафрагмальное (брюшное). Отдельно эти типы могли встречаться разве что в различных певческих школах прошлого, однако сегодня разделение на типы носит сугубо формальный характер. С таким же успехом можно разделить бег на типы постановки стопы, хотя в действительности характер бега на 100 % будет зависеть от ландшафта. В аналогичной зависимости от типа исполняемой вокальной партии находится и дыхание вокалиста.

  • Грудное. Как следует из названия, осуществляется при помощи грудных мышц, стенок грудной клетки или верхних отделов груди. Последний вариант также называют ключичным дыханием.
  • Косто-абдоминальное или смешанное. Задействует грудную клетку, диафрагму и брюшную полость.
  • Диафрагмальное. Дыхание животом, осуществляется за счет сокращений и расслаблений диафрагмы, разделительной мышцы между брюшной полостью и грудной клеткой. Считается наиболее полезным для здоровья и естественным, обладает массой плюсов в качестве постоянного дыхания.

Любопытно, что грудное и смешанное дыхание свойственно в основном женщинам, диафрагмальное – мужчинам и младенцам. Ключичное же дыхание считается самым вредным: оно неглубокое, задействует только верхние отделы легких, препятствует нормальному насыщению крови кислородом и способствует развитию хронических заболеваний.

Упражнения на дыхание для вокалистов

Освойте актерские техники уже на первом уроке

После первого урока вы:

Получите опыт публичных выступлений

Станете ярче проявлять эмоции

Улучшите речь и станете более убедительными в диалоге

Начните посещать актерские курсы
за 3000 рублей

Записаться на первое занятие

Повторимся, цель упражнений – не отработать определенный тип дыхания, а научиться выдыхать объемный звук с необходимой длительностью. Большинство из них связаны с тренировкой диафрагмы, т. к. диафрагмальное дыхание – единственный тип, с которым обычно возникают проблемы у неподготовленного вокалиста. Грудью мы дышим чаще, т. к. современный стиль жизни учит нас дышать неправильно или вполсилы. Сказывается недостаток физической активности, сидячий рабочий режим, стрессы, комплексы, избыточный вес и многое другое.

Ладошки

Положение стоя, спина ровная, руки согнуты в локтях, раскрыты ладонями вперед. Ритмично и интенсивно вдыхайте и выдыхайте носом, сжимая и разжимая кулаки в ритм дыханию. Выполняется 24 раза циклами по 4 вдоха. Между циклами паузы по 3–5 секунд, руки в паузах опущены. Во время вдохов плечи должны оставаться неподвижными.

Погончики

Положение стоя, руки сжаты в кулаки на уровне живота, вдох выполняется с напряжением рук и плеч. Руки выполняют толкающее движение кулаками вниз, тянутся к земле, затем возвращаются в исходную. Выдох – при расслабленных плечах. Повторяется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами паузы по 3–5 секунд.

Насос

Положение стоя, ноги расставлены, руки по швам. Наклоняйтесь вперед, округляя спину. Под конец наклона делайте вдох. Разгибайтесь не до конца, выдох во время разгиба, затем снова наклон и вдох. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами отдых 3–5 секунд.

Кошка

Поставьте ноги на ширину плеч и выполняйте полуприседания с поворотом корпуса. Вдох приходится на момент поворота, выдох – на момент возвращения в исходную позицию. Контролировать выдох не нужно, он должен получаться сам собой. Повороты чередуются – право, лево. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов, между циклами отдых 3–5 секунд.

Обними плечи

Разведите руки в стороны и согните их в локтях так, чтобы образовались два прямых или тупых угла. Сводите руки так, чтобы кулак касался противоположного плеча, получится объятие. В момент объятия делайте вдох, на разводе рук – выдох. Не меняйте руки местами: та рука, что была сверху в первый раз, должна быть сверху до конца упражнения. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов с коротким отдыхом между циклами.

Поворот головы

Поворачивайте голову из стороны в сторону, выполняя вдох на повороте, а выдох – во время движения головы. Упражнение следует выполнять осторожно, чтобы избежать головокружения. Старайтесь не останавливать голову в дальней точке поворота. Выполняется 12 раз циклами по 8 вдохов с коротким отдыхом между циклами.

Ушки

То же самое, что и предыдущее, только вместо поворотов наклоны головы к правому и левому плечу последовательно. Вдох в момент наклона, выдох между наклонами, смотрите перед собой, старайтесь не останавливать голову.

Маятник

То же самое, что и предыдущие два, только движения головой выполняются вперед и назад с вдохом на конечных точках. Голова опускается вниз подбородком к ключице и задирается под прямым углом к позвоночнику. Выполняйте медленно, чтобы не повредить шею, выдох – во время движения головы, произвольный.

Перекаты

Одна нога выставлена вперед, другая отведена назад, вес на передней ноге. Выполняйте неглубокое приседание на передней ноге с наклоном вперед, вдох должен соответствовать приседанию. Затем резко выпрямляйте и меняйте опорную ногу, получится движение маятника. Выполняйте приседание с вдохом уже на задней ноге, затем снова перенесите вес на переднюю. В конце поменяйте ноги и повторите.

Приведенные упражнения на развитие правильного дыхания помогают не только поставить дыхание для вокала, но и способствуют приобретению более объемного, приятного, сильного голоса, но и преодолению ряда проблем из разряда психологии, связанных с личными недостатками.

Поделитесь своим мнением о статье

725

Гениально

627

В этом
что-то есть!

71

Не верю

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Популярные статьи
Как заплакать специально и быстро

Всем нам в жизни иногда приходится прибегать к актерским приёмам,…

Подробнее
Как стать актером кино без образования

Большой путь начинается с маленького шага – это закон, работающий…

Подробнее
Отлично подвешенный язык — советы и тренировка

Как раскрепостить в общении себя и избавиться от скованности? Как научить красиво…

Подробнее
Зачем нужны занятия сценической речью?

Зачастую люди, которым в ближайшее время предстоит публичное выступление (не…

Подробнее
Деловая беседа и сценическое искусство

Итак, давайте сейчас поговорим о том, что такое деловая беседа,…

Подробнее
Упражнения по сценической речи

Речь – убранство души. Луций Анней Сенека Сценическая речь – обязательная…

Подробнее