Меню

Простые приемы установления контакта с аудиторией

Когда оратор выходит на сцену перед незнакомой публикой, которая в свою очередь видит этого оратора впервые, между ними сама собой возникает непроницаемая стена неизвестности и недоверия. В этот момент зрители оглядывают оратора с головы до ног, оценивают его внешность, его мимику, его манеру держаться и автоматически формируют некое предварительное мнение о нем из тех скудных данных, которые имеют. Это мнение не окончательное, оно может быть нейтральным, положительным или отрицательным, но от него будет зависеть, насколько легко оратору будет установить контакт с аудиторией во время публичного выступления и расположить ее к себе.

В выступлении перед новой публикой самое ответственное время – первые и последние минуты т. к. ярче всего запоминаются зрителю начало и конец выступления.

Таким образом, перед началом выступления складывается следующая ситуация: оратор еще не открыл рот, а аудитория уже как-то к нему относится и чего-то от него ожидает. Одни зрители приняли защитную позу и готовы подвергать сомнению каждое услышанное слово и взрываться злорадством в ответ на каждый промах оратора. Другие симпатизируют оратору и готовы его поддерживать. Третьи просто ждут, что будет дальше. Первые минуты выступления самые важные, поэтому оратор должен успеть:

  1. Расположить к себе скептиков.
  2. Оправдать доверие поклонников.
  3. Заинтересовать и увлечь выжидающих.
  4. Удержать внимание публики и повести ее за собой по «ступенькам» заготовленной речи.

Общие принципы и вводная часть

Первое, что видит и на что обращает внимание зритель, – это внешний вид и манера держаться. Установление контакта оратора с аудиторией невербально происходит уже на стадии выхода «в центр светового пятна», используя язык тела и взгляда. Общие принципы управления вниманием аудитории, приведенные ниже, относятся скорее к актерскому мастерству, нежели к искусству оратора, однако их применение позволит сделать выступление не только «слушабельным», но и зрелищным от первых до последних секунд.

Язык тела

Речь оратора, в первую очередь, – это монолог живого человека, которому есть, что сказать. Речь всегда о чем-то и всегда имеет эмоциональный окрас или должна иметь, чтобы зрители не захрапели к третьему абзацу. Даже если главная ее цель – передача информации, долг оратора сделать все возможное для облегчения ее восприятия публикой. Такие приемы управления аудиторией, как грамотная и выразительная речь, логика речи, осмысленная подача текста голосом должны быть известны любому человеку, связанному с публичными выступлениями, здесь мы не будем их рассматривать. Вместо этого рассмотрим способы влияния на аудиторию и невербальной подачи материала.

Чтобы речь воспринималась легче, она должна быть интересной.

Заинтересовать, обозначить контекст, усилить выразительность подачи текста может даже положение тела. Если ваша речь заупокойная, вы выражаете в ней скорбь, боль и благодарность, то ваше тело – это тело человека, убитого горем. Вы не можете скакать по сцене – это будет нелепо, неуместно, вызовет недоумение и перечеркнет всю атмосферность текста. Если же речь праздничная или хвалебная, вы не должны ходить и двигаться, как на кладбище, иначе вам снова никто не поверит. Поведение тела оратора должно быть о том же, о чем его текст.

Взгляд

Первый прямой контакт оратора и аудитории – зрительный. Как и язык тела, взгляд не может быть отрешенным и блуждающим: это такой же выразительный инструмент, как и все остальные. Неопытный оратор или актер зачастую не знает, куда деть глаза (как и руки): смотрит то на одного зрителя, то на другого, то в потолок, то под ноги. Опытный актер никуда не смотрит просто так, но всегда выполняет задачу, играет глазами свою роль осознанно, логично и выразительно.

Языковые средства и возможности

Помимо внешней выразительности или артистизма, необходимо установить контакт с публикой на уровне речи и языка. Достигается это любыми приемами, направленными на сокращение дистанции между говорящим и слушающим. Самые скучные речи – это статистические и финансовые отчеты, в которых сухой язык цифр переплетается с не менее сухой терминологией и официозными штампами. Такую речь не под силу оживить даже гению, потому что она не о людях, в ней нет человеческого общения, нет никаких возможностей для проявления личности оратора и ее диалога с личностью слушателя. Поэтому уже через минуту после начала выступления никто не слушает докладчика.

Следующие языковые средства, обеспечивающие контакт с аудиторией, применяются именно для ухода от сухости официального текста.

  • Личные местоимения. Позволяют строить речь на авторской субъективной позиции (Я не разделяю подобных взглядов; МНЕ прекрасно известно, что). Или на адресации слушателям (ВАМ должно быть стыдно за этот день; ВЫ вправе выбирать, где вам жить). Или на обобщении (НАМ с ВАМИ выпала большая честь; ОНИ, как и МЫ, не могут оставаться в стороне).
  • Глаголы в 1 и 2 лице. Используются как обобщающие вводные слова (задумайтесь, поймите, конкретизируем, отметим что).
  • Обращения. Делают текст адресным, в отдельных случаях – более теплым и личным (уважаемые коллеги, друзья, дорогие соотечественники).
  • Риторические приемы. Вопросы, тематические отступления и т. п.

Вербальные способы

Далеко не последнюю роль играет построение самого текста, его структура и логика, способ организации, выразительные средства, уровень информативности и прочее. Хорошая речь – это концентрированный смысл, отточенность формулировок, сильная художественная составляющая (риторические приемы, образная речь, фигуры, тропы) и предельный минимум слов.

Образцом отточенного, емкого и действенного предложения может служить любой крылатый афоризм. Это недостижимый идеал, к которому следует стремиться.

Неопытный оратор обычно проявляет склонность к долгим вступлениям, перечислением второстепенных фактов, громоздким фразам, изобилующим журнальными штампами и канцеляризмами, которые якобы придают речи оттенок серьезности. Опытный оратор не ищет оттенков серьезности, он просто говорит серьезно, а оттенки возникают сами. Неопытный оратор много оперирует абстрактными категориями и общими понятиями, в итоге посыл его речи легко считывается, но сама речь оказывается оторванной от реальности. В речи такого оратора говорится о чем-то вообще, например, о «неувязках в финансовом секторе». Опытный оратор даже не знает, что это такое: в его речи говорится о том, что 155 пенсионеров получили пенсию с задержкой в две с половиной недели. Точно, достоверно, понятно каждому.

Простой способ проверить фразу или оборот речи на предмет абстрактности и заштампованности – попытаться свизуализировать сказанное. Если в ответ на формулировку воображение выдает размытое пятно – уточняйте, пока четко не увидите картинку перед глазами.

Суть конкретизации в том, что она делает вашу речь подобной презентации, в которой каждая фраз – наглядный слайд. Это не означает, что нужно культивировать сухие факты и голые характеристики, как в отчетности: никто не отменял выразительных средств и способов художественной обработки текста. Отменить следует лишь мертвую словесную шелуху, утяжеляющую текст как для прочтения оратором, так и для восприятия слушателем.

овладей
базовыми актерскими
навыками со скидкой

4 000 руб.
до 24 октября
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Поделитесь своим мнением

Не верю
В этом
что то есть!
Гениально
Подпишитесь и получите:
3 бесплатных видео урока по актерскому мастерству!
Завершите регистрацию
Спасибо!
На ваш email было отправленно
письмо для подтверждения.

Обратный звонок

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
test
Скоро с Вами свяжется менеджер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности