Приемы установления контакта с аудиторией
Когда оратор выходит на сцену перед незнакомой публикой, которая в свою очередь видит этого оратора впервые, между ними сама собой возникает непроницаемая стена неизвестности и недоверия. В этот момент зрители оглядывают оратора с головы до ног, оценивают его внешность, его мимику, его манеру держаться и автоматически формируют некое предварительное мнение о нем из тех скудных данных, которые имеют. Это мнение не окончательное, оно может быть нейтральным, положительным или отрицательным, но от него будет зависеть, насколько легко оратору будет установить контакт с аудиторией во время публичного выступления и расположить ее к себе.
В выступлении перед новой публикой самое ответственное время – первые и последние минуты т. к. ярче всего запоминаются зрителю начало и конец выступления.
Таким образом, перед началом выступления складывается следующая ситуация: оратор еще не открыл рот, а аудитория уже как-то к нему относится и чего-то от него ожидает. Одни зрители приняли защитную позу и готовы подвергать сомнению каждое услышанное слово и взрываться злорадством в ответ на каждый промах оратора. Другие симпатизируют оратору и готовы его поддерживать. Третьи просто ждут, что будет дальше. Первые минуты выступления самые важные, поэтому оратор должен успеть:
- Расположить к себе скептиков.
- Оправдать доверие поклонников.
- Заинтересовать и увлечь выжидающих.
- Удержать внимание публики и повести ее за собой по «ступенькам» заготовленной речи.
Общие принципы и вводная часть
Первое, что видит и на что обращает внимание зритель, – это внешний вид и манера держаться. Установление контакта оратора с аудиторией невербально происходит уже на стадии выхода «в центр светового пятна», используя язык тела и взгляда. Общие принципы управления вниманием аудитории, приведенные ниже, относятся скорее к актерскому мастерству, нежели к искусству оратора, однако их применение позволит сделать выступление не только «слушабельным», но и зрелищным от первых до последних секунд.
Язык тела
Речь оратора, в первую очередь, – это монолог живого человека, которому есть, что сказать. Речь всегда о чем-то и всегда имеет эмоциональный окрас или должна иметь, чтобы зрители не захрапели к третьему абзацу. Даже если главная ее цель – передача информации, долг оратора сделать все возможное для облегчения ее восприятия публикой. Такие приемы управления аудиторией, как грамотная и выразительная речь, логика речи, осмысленная подача текста голосом должны быть известны любому человеку, связанному с публичными выступлениями, здесь мы не будем их рассматривать. Вместо этого рассмотрим способы влияния на аудиторию и невербальной подачи материала.
Чтобы речь воспринималась легче, она должна быть интересной.
Заинтересовать, обозначить контекст, усилить выразительность подачи текста может даже положение тела. Если ваша речь заупокойная, вы выражаете в ней скорбь, боль и благодарность, то ваше тело – это тело человека, убитого горем. Вы не можете скакать по сцене – это будет нелепо, неуместно, вызовет недоумение и перечеркнет всю атмосферность текста. Если же речь праздничная или хвалебная, вы не должны ходить и двигаться, как на кладбище, иначе вам снова никто не поверит. Поведение тела оратора должно быть о том же, о чем его текст.
Взгляд
Первый прямой контакт оратора и аудитории – зрительный. Как и язык тела, взгляд не может быть отрешенным и блуждающим: это такой же выразительный инструмент, как и все остальные. Неопытный оратор или актер зачастую не знает, куда деть глаза (как и руки): смотрит то на одного зрителя, то на другого, то в потолок, то под ноги. Опытный актер никуда не смотрит просто так, но всегда выполняет задачу, играет глазами свою роль осознанно, логично и выразительно.
Языковые средства и возможности
Помимо внешней выразительности или артистизма, необходимо установить контакт с публикой на уровне речи и языка. Достигается это любыми приемами, направленными на сокращение дистанции между говорящим и слушающим. Самые скучные речи – это статистические и финансовые отчеты, в которых сухой язык цифр переплетается с не менее сухой терминологией и официозными штампами. Такую речь не под силу оживить даже гению, потому что она не о людях, в ней нет человеческого общения, нет никаких возможностей для проявления личности оратора и ее диалога с личностью слушателя. Поэтому уже через минуту после начала выступления никто не слушает докладчика.