Компьютерная зависимость у детей и взрослых
В XXI веке болезнью, известной как компьютерная зависимость, страдают все люди, у которых есть ПК или гаджет, способный выполнять схожие функции. На то, что недуг не обошел никого, указывает особый статус устройства в мире окружающей нас бытовой техники.
Компьютеры и гаджеты – это единственная в своем роде техника, к которой мы можем обращаться без цели. Никому не приходит в голову часами возиться с микроволновкой, блендером или стиральной машиной, мы всегда точно знаем, чего хотим от этих вещей, и теряем к ним интерес, как только они справляются с задачей. А вот людей, которые подходят к компьютеру с целью выполнить определенную работу и выключают его сразу после достижения цели, очень мало.
Почти все функции компьютера представляют собой альтернативу реальным действиям, например:
- Вычислительная способность. Рассчитать, составить график или таблицу, смоделировать, спрогнозировать и многое другое. Вычислительные мощности современных процессоров за секунды справляются с задачами, на которые человек потратил бы часы, дни, недели и месяцы.
- Коммуникация. Общаться в любом формате, на любом расстоянии, мгновенно, с максимальной анонимностью просто.
- Неограниченный доступ к информации и мультимедиа. Все, что поддается оцифровке, теперь можно просмотреть, прослушать и прочесть, не выходя из дома в любое время.
- Альтернативная реальность. Офлайн-игры, онлайн-игры, интернет-сообщества по интересам, социальные сети. Это места, в которых человек может создать себе образ и выступить от его лица, то есть стать тем, кем хочет себя увидеть.
Возможности, предоставленные человеку электронной вычислительной техникой, бесценны. С их помощью мы экономим время, зарабатываем деньги, поддерживаем связь, следим за происходящим в своем городе, стране и мире. Но у них есть «темная» сторона – сублимация.
Если человек падает и ломает ногу, простой деревянный костыль становится для него «палочкой-выручалочкой». Благодаря ему человек сохраняет способность передвигаться самостоятельно. Но когда нога заживает, человек убирает костыль в кладовку за ненадобностью до тех пор, пока снова не сломает ногу. Теперь представьте, что человеку понравилось ходить с костылем. Представьте, что он ходит с костылем так долго, что мышцы ноги частично атрофируются и нормальная ходьба начинает вызывать дискомфорт. Теперь полезный снаряд уже не помощник своему владельцу, а главная причина его проблем со здоровьем.
Зависимость от компьютера или гаджета работает по аналогичному принципу, а владельцы крупнейших интернет-сервисов, игр и социальных сетей изо всех сил стараются ее стимулировать, повышая привлекательность своего продукта. Часы, проведенные вами за монитором, – это чей-то хлеб.
Игромания
Опасность игромании не только в поглощении времени, не только в огромном вреде для зрения и риске заработать психическое расстройство. Главная беда игромана – дезориентация. Искусственная реальность постепенно вытесняет из подсознания человека реальность действительную. Это медленный, но верный процесс. Заканчивается он тем, что человек начинает жить за монитором в буквальном смысле.
На ютьюбе есть ролики, показывающие реальную жизнь известных стримеров. Стримеры – это онлайн игроки, ведущие прямые трансляции игрового процесса в интернете, то есть этакие блогеры игрового мира. Так вот, во многих случаях вы увидите обеспеченных взрослых людей, которые живут как бомжи, питаются «быстрой едой», уделяют минимум внимания чистоте жилища и личной гигиене, игнорируют почти все, что не касается любимой игры. Т. к. заработок зачастую приносят именно стримы, можно не ходить на работу и вообще не выходить из дома. У многих из них нет личной жизни, нет реальных друзей и мало-мальски адекватного реального занятия.
Самое страшное в этом даже не само положение дел, а то, что человека такое положение полностью устраивает. Поэтому, если вы сейчас подумали «ну, это точно не случится со мной, ведь я не смог бы так жить», не обольщайтесь, все игроманы когда-то так думали. Коварство заболевания заключается в том, что игровая реальность со временем становится приоритетной, а действительная отходит на второй план. Происходит своего рода помутнение сознания. Игроман всерьез начинает воспринимать действительную реальность как «необходимое зло» для обслуживания реальности игровой. Доходит до того, что единственными его желаниями в этом мире становятся стабильный интернет и работающий компьютер. Это не преувеличение.