Артикуляционная гимнастика – учимся говорить артистично

В профессиональном театре высокого уровня зритель никогда не страдает от плохой слышимости или нечленораздельной речи участников действия, хотя в обычной жизни (которую театр и изображает) часто приходится вслушиваться в слова собеседника даже тет-а-тет. Задумываются об этом редко, и уж тем более никто не воспринимает идеальную речь актера как достижение. Но если речь невнятная, это непременно заметят и поставят на вид. Избежать подобного позволяет артикуляционная гимнастика для языка.

Наряду с фактурой, навыками создания образа, воплощения речи, пластикой, хореографией и вокалом, владение речью является фактором профессиональной пригодности артиста.

Есть мнение, что речь и голос – это от Бога, а в актеры берут именно одаренных людей, у которых с умением говорить от природы все здорово. Это неправда, речь – приобретенный навык, правильная и четкая речь – навык отшлифованный. Все мы рождаемся с одинаковым набором органов, способных одинаково воспроизводить звуки, разница может быть только в тембре и тоне голоса. Разумеется, мы не берем во внимание людей, чей речевой аппарат был поврежден механическим путем или пострадал в результате болезни.

То, как именно мы будем говорить в плане качества, определяется нашими ежедневными потребностями. Так как в обществе не принято кричать и разговаривать слишком громко, а наша аудитория чаще всего ограничивается 1–2 стоящими рядом собеседниками, мы не нуждаемся в идеальном и отточенном звучании. Это главная причина, по которой речь среднего человека невыразительна. Винить в этом отсутствие природных данных – значит перекладывать с больной головы на здоровую. Если же задаться целью, можно догнать по звучанию рядового театрального артиста в короткие сроки, и поможет в этом артикуляционная гимнастика для взрослых.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика

Научиться говорить – значит натренировать подвижные мышцы языка, губ и щек работать синхронно над воспроизведением определенных звуков. Артикуляционная гимнастика нужна для укрепления мышц речевого аппарата и выработки в них мышечной памяти. С ее помощью логопед ставит ребенку звук, а профессиональный оратор поддерживает свой главный инструмент в тонусе. Популярный способ устранения дефектов речи с помощью скороговорок тоже является разновидностью речевой гимнастики, т. к. произношение скороговорки – это упражнение на технику.

Правила выполнения упражнений

  1. Выполнять комплекс упражнений рекомендуется в хорошем настроении. Артикуляция напоминает обычные кривляния, но отличается качеством чеканки движений, поэтому ничто не мешает вам подурачиться и получить удовольствие.
  2. Помещение должно быть светлым и хорошо вентилируемым. Желательно, чтобы вам никто не мешал заниматься.
  3. Большим плюсом будет наличие зеркала, особенно, если ваше знакомство с артикуляционной гимнастикой только начинается.
  4. Нельзя заниматься сразу после еды, как и натощак. С последнего приема пищи должен пройти как минимум 1 час.
  5. Выполняя упражнения, не думайте о скорости, она вторична. Самое главное – нажим, напряжение мышц. После занятия вы должны ощущать усталость и разгоряченность.
  6. Заниматься не следует слишком долго, достаточно будет 15–20 минут в день.

Виды упражнений

Специальные упражнения делятся по группам мышц, на которые дается нагрузка: язык, губы и щеки. Еще различаются статические и динамические упражнения, то есть на движения и на удержание позиции.

Статические упражнения

Эффект достигается от фиксации мышц в определенном положении на несколько секунд. Нужно понимать, что фиксация в данном ключе – условный термин. Например, «губы трубочкой»: если вы просто сложите губы, это ничего не даст. Губы должны именно тянуться вперед, в невидимую точку, с силой и напряжением. Статика возникнет в тот момент, когда движение достигнет своего предела. Таким образом, пассивная артикуляционная гимнастика является активной, просто движение не повторяется, а выполняется перманентно.

Динамические упражнения

Это упражнения с повтором определенных движений, например, уколы языком в щеку. Движения выполняются по-разному, в зависимости от специфики упражнения.

  • Последовательно. Серия из 10–15 уколов в одну щеку, затем такая же в другую.
  • Попеременно. Укол влево, укол вправо.
  • Серийно. 2–3 укола в одну щеку, затем столько же в другую.

Рекомендуется не выполнять более 10 движений в одну сторону. Если чувствуете, что нагрузка недостаточна, увеличьте силу нажима.

Комплексы упражнений

Чтобы привести в порядок речь и отточить дикцию, рекомендуется планомерно развивать все группы мышц. Артикуляционная гимнастика для лица предполагает несколько упражнений. Правильно чередовать их таким образом, чтобы за занятие давать всему речевому аппарату равную нагрузку.

Для развития мышц губ

  1. Губы вытянуть вперед трубочкой, совершать круговые движения в одну, затем в другую сторону. Представьте, что держите карандаш губами, старайтесь нарисовать как можно более широкий круг.
  2. Губы вытянуть вперед трубочкой и тут же развести в улыбку. Повторять с силой до усталости мышц.
  3. Рот приоткрыт, губы вытягиваются вперед трубочкой и переходят в улыбку. В момент перехода губы «натягиваются» на зубы с силой.
  4. Рот в легкой улыбке, зубы слегка покусывают обе губы по всей длине, не сильно, но чувствительно.
  5. Рот открывается максимально широко (на растяжку губ) и сразу закрывается. Повторять с силой до усталости мышц.

Для развития мышц языка

  1. Рот широко открыт, язык высовывается максимально далеко вперед и обратно. Выполнять упражнение медленно, язык задерживать в самой дальней точке. Упражнение должно вызывать напряжение и усталость в корне языка.
  2. Рот приоткрыт, высунутый язык направляется от одного уголка губ к другому, как маятник.
  3. Рот закрыт, челюсти разомкнуты, язык совершает круговые движения по внешней стороне зубов в одну, затем в другую сторону.
  4. Язык с силой упирается в верхнее небо, рот открывать и закрывать, не отрывая языка.
  5. Сильные уколы языком в одну щеку, затем в другую, рот закрыт, челюсти разомкнуты.

Для развития мышц щек

  1. Лицо вытягивается по горизонтали в растянутую улыбку, затем по вертикали. Представьте, что вас с силой тянут в разные стороны сначала за щеки, затем за подбородок и макушку. При вертикальном растягивании губы собраны в трубочку, щеки втянуты.
  2. Перекатывание воздушной массы от одной щеки к другой: надуть одну щеку с силой до напряжения, затем перекатить «шарик» к другой щеке и обратно.
  3. Уголки губ с силой поднимаются вверх, щечные мышцы напрягаются, положение удерживается 5–7 секунд.
  4. Выполните серию коротких «улыбок», используя только уголки губ. Обратите внимание, что при выполнении должны работать щечные мышцы, именно они устанут к концу упражнения. Старайтесь контролировать другие мышцы лица в момент выполнения, все они должны быть расслаблены.
  5. Положите ладони на стык челюстей чуть ниже ушей с обеих сторон. Ладонями натяните кожу так, чтобы губы оказались растянутыми в улыбку без напряжения мышц. Теперь улыбнитесь и разу расслабьтесь – вы должны почувствовать работу мышц щек. Выполняйте упражнение внимательно, запоминайте ощущение, учитесь чувствовать группу щечных мышц и узнавать ее.

овладей
актерскими навыками
всего за 5 недель!
Старт 28 мая ПЕРЕЙТИ

Поделитесь
своим мнением:

Гениально
В этом
что то есть!
Не верю

Популярные статьи:

Актерское мастерство
Запишись на пробный урок
по актерскому мастерству
Завершите регистрацию
Спасибо!
На ваш email было отправленно
письмо для подтверждения.

Обратный звонок

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
test
Скоро с Вами свяжется менеджер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности