Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков С, З, Ц
Свистящие считаются одними из самых «проблемных» звуков, почти у половины детей они не формируются самостоятельно. Страшную ошибку совершают родители, которые ждут, пока проблема не исчезнет сама собой. В детских садах и на развивающих курсах для детей упражнения на постановку свистящих звуков предусмотрены, но их не всегда бывает достаточно. К тому же, заниматься дома проще, приятнее и результативнее. Педагоги и логопеды рекомендуют не пускать вопрос развития речи на самотек, ребенок должен уметь выговаривать все свистящие и шипящие звуки уже к 4 годам, а лучше – к 3. Помочь ему уложиться в сроки может артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. Регулярные занятия должны проводиться под присмотром профессионала или дома, если заниматься с логопедом нет возможности.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений на разработку речевого аппарата и лицевых мышц. Она действует по принципу любых физических нагрузок: развивает мышечную моторику, увеличивает работоспособность, учит ребенка использовать разные группы мышц синхронно и в разной последовательности.
Чтобы малыш не скучал и не отлынивал, разбавляйте скучные упражнения игровой составляющей. Каждое упражнение для постановки звука имеет название, в котором уже содержится элемент игры, например, «Ветерок», «Чистим зубки», «Маятник» и т. д. Не игнорируйте этот элемент, развивайте его в полноценную игру, чтобы ребенку было интересно. По опыту педагогов известно, что занятия из-под палки имеют самую низкую эффективность или приводят к отторжению, когда малыш намеренно избегает работы над собой.
Апеллируйте к воображению ребенка, заставляйте его представлять воздушный шарик, на который он дует, трубочку, на которой играет, варенье, которое слизывает с губ, и т. д. Тогда вы не только поставите ему речь, но и научите азам актерского мастерства, за что он не раз скажет спасибо в будущем.
Правила выполнения упражнений
- Упражнения на произнесение звуков выполняются в тандеме ребенок-взрослый, желательно в игровой форме. Взрослый задает условия игры, придуманные таким образом, чтобы малыш выполнял нужную последовательность движений ртом.
- Следите за скоростью выполнения динамических упражнений на звук Ц, З, С, она должна быть медленной, иначе малыш просто будет кривляться. Чем четче движение, тем больше от него толка.
- Упражнения выполняются перед большим зеркалом, ребенок должен видеть в нем и взрослого, и себя. Таким образом, он сможет повторять за взрослым, копируя его технику, а взрослый – поправлять ошибки, показывая правильное выполнение.
- Артикуляционная гимнастика для звука С, З не должна проводиться на голодный желудок и сразу после еды. После приема пищи желательно подождать 1–2 часа. Перед занятиями нельзя пить холодные, горячие напитки. Разрешено теплое или комнатной температуры питье, но немного, чтобы утолить жажду.
- Помещение для занятий должно быть чистым, хорошо освещенным и проветриваемым. Лучше всего заниматься при дневном свете и на свежем воздухе, но не на холоде.
- Занятие длится до 20 минут, упражнения на звук С, Ц, З повторяются до 15 раз в зависимости от сложности или удерживаются на счет до 10 (статические).
- Каждое движение должно быть напряженным, с максимальной нагрузкой для мышц. Артикуляционная гимнастика для звука Ц должна разогревать речевой аппарат, оставляя ощущение тепла и легкой боли, но без надрыва. Делайте короткие паузы между упражнениями, позволяйте ребенку кривляться, это расслабляет мышцы.

Комплекс упражнений для свистящих звуков
- Заборчик. Показываем сомкнутые зубки в широкой улыбке под счет до 10. Цель – научиться широко разводить губы.
- Месим тесто. Зубы слегка разжаты, губы в улыбке, язычок просовывается между зубами и обратно. Зубы сопротивляются и покусывают язычок. Получается своеобразный массаж, при котором язычок учится проходить между рядами зубов.
- Трубочка. Губы трубочкой вытягиваются вперед и фиксируются. Упражнение можно совмещать с дыханием, свистом, гудением и т. д.
- Чистим зубы. Орудуем язычком, как зубной щеткой. Зубы сомкнуты, губы в улыбке, языком следует с нажимом водить по внутренней стороне зубов из стороны в сторону. Затем приоткрыть рот и то же самое проделать с внешней стороной зубов сверху и снизу.
- Маляр. Поглаживаем языком верхнее небо от зубов и выше, затем обратно к зубам. Рот открыт, челюсти зафиксированы в одном положении и не двигаются. Следите за нажимом, язык не должен отрываться и выскакивать за зубы.
- Хомяк. Уколы кончиком языка в обе щеки поочередно, рот закрыт, зубы разомкнуты. Это упражнение часто делают с ошибкой, просто касаясь щек языком. Правильное выполнение требует сильного нажима до усталости и щек и языка.
- Варенье. Рот открыт, язык облизывает губы круговыми движениями сначала в одну, затем в другую сторону. Челюсть во время выполнения неподвижна, двигается только язык.
- Горка. Упражнение на укрепление кончика языка и на общую гибкость. Зафиксируйте кончик языка за нижними зубами и выгибайте язык наружу горкой, рот открыт. Можно как удерживать позицию под счет, так и совершать движения выгнутой спинкой языка вперед.
- Ветерок. Примите положение «горка», описанное в предыдущем упражнении. Теперь пускайте струю воздуха по язычку вниз так, чтобы струя была холодной. В упражнении могут участвовать губы, они слегка сжимаются при выдохе воздуха.