Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков С, З, Ц

Свистящие считаются одними из самых «проблемных» звуков, почти у половины детей они не формируются самостоятельно. Страшную ошибку совершают родители, которые ждут, пока проблема не исчезнет сама собой. В детских садах и на развивающих курсах для детей упражнения на постановку свистящих звуков предусмотрены, но их не всегда бывает достаточно. К тому же, заниматься дома проще, приятнее и результативнее. Педагоги и логопеды рекомендуют не пускать вопрос развития речи на самотек, ребенок должен уметь выговаривать все свистящие и шипящие звуки уже к 4 годам, а лучше – к 3. Помочь ему уложиться в сроки может артикуляционная гимнастика для свистящих звуков. Регулярные занятия должны проводиться под присмотром профессионала или дома, если заниматься с логопедом нет возможности.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений на разработку речевого аппарата и лицевых мышц. Она действует по принципу любых физических нагрузок: развивает мышечную моторику, увеличивает работоспособность, учит ребенка использовать разные группы мышц синхронно и в разной последовательности.

Чтобы малыш не скучал и не отлынивал, разбавляйте скучные упражнения игровой составляющей. Каждое упражнение для постановки звука имеет название, в котором уже содержится элемент игры, например, «Ветерок», «Чистим зубки», «Маятник» и т. д. Не игнорируйте этот элемент, развивайте его в полноценную игру, чтобы ребенку было интересно. По опыту педагогов известно, что занятия из-под палки имеют самую низкую эффективность или приводят к отторжению, когда малыш намеренно избегает работы над собой.

Апеллируйте к воображению ребенка, заставляйте его представлять воздушный шарик, на который он дует, трубочку, на которой играет, варенье, которое слизывает с губ, и т. д. Тогда вы не только поставите ему речь, но и научите азам актерского мастерства, за что он не раз скажет спасибо в будущем.

Правила выполнения упражнений

  1. Упражнения на произнесение звуков выполняются в тандеме ребенок-взрослый, желательно в игровой форме. Взрослый задает условия игры, придуманные таким образом, чтобы малыш выполнял нужную последовательность движений ртом.
  2. Следите за скоростью выполнения динамических упражнений на звук Ц, З, С, она должна быть медленной, иначе малыш просто будет кривляться. Чем четче движение, тем больше от него толка.
  3. Упражнения выполняются перед большим зеркалом, ребенок должен видеть в нем и взрослого, и себя. Таким образом, он сможет повторять за взрослым, копируя его технику, а взрослый – поправлять ошибки, показывая правильное выполнение.
  4. Артикуляционная гимнастика для звука С, З не должна проводиться на голодный желудок и сразу после еды. После приема пищи желательно подождать 1–2 часа. Перед занятиями нельзя пить холодные, горячие напитки. Разрешено теплое или комнатной температуры питье, но немного, чтобы утолить жажду.
  5. Помещение для занятий должно быть чистым, хорошо освещенным и проветриваемым. Лучше всего заниматься при дневном свете и на свежем воздухе, но не на холоде.
  6. Занятие длится до 20 минут, упражнения на звук С, Ц, З повторяются до 15 раз в зависимости от сложности или удерживаются на счет до 10 (статические).
  7. Каждое движение должно быть напряженным, с максимальной нагрузкой для мышц. Артикуляционная гимнастика для звука Ц должна разогревать речевой аппарат, оставляя ощущение тепла и легкой боли, но без надрыва. Делайте короткие паузы между упражнениями, позволяйте ребенку кривляться, это расслабляет мышцы.

Комплекс упражнений для свистящих звуков

  1. Заборчик. Показываем сомкнутые зубки в широкой улыбке под счет до 10. Цель – научиться широко разводить губы.
  2. Месим тесто. Зубы слегка разжаты, губы в улыбке, язычок просовывается между зубами и обратно. Зубы сопротивляются и покусывают язычок. Получается своеобразный массаж, при котором язычок учится проходить между рядами зубов.
  3. Трубочка. Губы трубочкой вытягиваются вперед и фиксируются. Упражнение можно совмещать с дыханием, свистом, гудением и т. д.
  4. Чистим зубы. Орудуем язычком, как зубной щеткой. Зубы сомкнуты, губы в улыбке, языком следует с нажимом водить по внутренней стороне зубов из стороны в сторону. Затем приоткрыть рот и то же самое проделать с внешней стороной зубов сверху и снизу.
  5. Маляр. Поглаживаем языком верхнее небо от зубов и выше, затем обратно к зубам. Рот открыт, челюсти зафиксированы в одном положении и не двигаются. Следите за нажимом, язык не должен отрываться и выскакивать за зубы.
  6. Хомяк. Уколы кончиком языка в обе щеки поочередно, рот закрыт, зубы разомкнуты. Это упражнение часто делают с ошибкой, просто касаясь щек языком. Правильное выполнение требует сильного нажима до усталости и щек и языка.
  7. Варенье. Рот открыт, язык облизывает губы круговыми движениями сначала в одну, затем в другую сторону. Челюсть во время выполнения неподвижна, двигается только язык.
  8. Горка. Упражнение на укрепление кончика языка и на общую гибкость. Зафиксируйте кончик языка за нижними зубами и выгибайте язык наружу горкой, рот открыт. Можно как удерживать позицию под счет, так и совершать движения выгнутой спинкой языка вперед.
  9. Ветерок. Примите положение «горка», описанное в предыдущем упражнении. Теперь пускайте струю воздуха по язычку вниз так, чтобы струя была холодной. В упражнении могут участвовать губы, они слегка сжимаются при выдохе воздуха.

овладей
актерскими навыками
всего за 5 недель!
Старт 28 мая ПЕРЕЙТИ

Поделитесь
своим мнением:

Гениально
В этом
что то есть!
Не верю

Популярные статьи:

Актерское мастерство
Запишись на пробный урок
по актерскому мастерству
Завершите регистрацию
Спасибо!
На ваш email было отправленно
письмо для подтверждения.

Обратный звонок

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
своих персональных данных и соглашаетесь
с политикой конфиденциальности
test
Скоро с Вами свяжется менеджер

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности